2.2. Обсуждение понятия семьи.
Я над семьей
Дышу благоговейно.
Скажу Вам правду,
Не кривя душой,
Что для меня
Слова: очаг семейный –
Несут понятие – святой.
Н.Белоусов
Оборудование: конверт с высказываниями на карточках, листы А-4 и карандаши.
Слова ведущего: Ребята, предлагаю каждому из вас взять вслепую одну из карточек, прочитать вслух высказывание и прокомментировать его.
Высказывания на карточках:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой).
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества». (А.Адлер).
«Супружество с хорошей женщиной – это гавань в буре жизни, а с плохой – это буря в гавани». (Д.Птитсен).
«Наша семья – это странное нечто,
Которое вечно стоит за спиной.
Я просто хочу быть свободным, и точка.
Но это означает расстаться с семьей» (И.Кормильцев, песня группы «Наутилус Помпилиус»).
«Очаг семейный – добрый костерок
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье». (В.Федоров, «Женитьба Дон-Жуана»).
«Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А.Шопенгауэр).
«Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью бытия и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» (БСЭ).
Воспитанники зачитывают, комментируют, дискутируют.
Слова ведущего: У нас есть представление о том, как может выглядеть идеальная семья, однако, жизнь весьма разнообразна, нет ни одного похожего человека, нет ни одной похожей судьбы, нет ни одной похожей семьи. Семьи различны по составу, образу жизни, они могут в данный момент проживать не лучшие времена, даже могут быть отнесены к семьям неблагополучным. Если мы обратимся к народным сказкам, то увидим, что во многих из них главные герои – дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации и ищут выхода из нее. В народных сказках мы видим модели разных семей (см. Приложение 2):
- Отец, мама, брат и сестра – «Гуси-лебеди».
- Отец, мачеха, падчерица и ее родные дочери – «Золушка», «Морозко».
- Отец и три сына – «Царевна-лягушка».
- Отец и три дочери – «Аленький цветочек».
- Мама и сын – «Волшебное колечко», «Аладдин».
- Брат и сестра – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Отец, мама и семеро детей – «Мальчик-с-пальчик».
- Отец, мама и ребенок – «Снегурочка», «Три медведя».
Напомните мне другие народные сказки, где есть модели семей.
А какова модель вашей семьи и какие семейные роли в ней есть?
Воспитанники на листах А-4 изображают свою семью (на усмотрение ведущего это задание может выполняться в форме рисунка «Моя семья», рисования генеалогического древа семьи, генограмы семьи, изображения членов семьи в форме геометрических фигур, взаимно расположенных на поле листа, или в форме символов и др.)
Модификация задания
Слова ведущего: Это упражнение для тех, кто думает о продолжении в будущем своего собственного рода. Даже если человек на данный момент не имеет родственников, он сможет их завести. Лучший способ для этого – жениться или выйти замуж – так вы приобретаете, помимо супруга, его родственников, которые теперь тоже становятся близкими для вас людьми.
А со временем у вас может родиться ребенок или несколько детей.
Возьмите лист бумаги, расположим его по вертикали. Внизу посередине нарисуем человечка – это вы. Вы решили пожениться, нашли себе достойного супруга. Рисуем рядом второго человечка. А через некоторое время появляется следующее поколение – ваш ребенок. Нарисуем от ваших двух человечков вверх линию, заканчивающуюся третьим человечком, который означает вашего ребенка. Итак, вас теперь трое. Но в обычной российской семье – двое детей. Пусть у вас будет еще второй ребенок. Рисуем вторую линию и второго человечка. Когда-то ваши дети поженятся – давайте пририсуем рядом с каждым вашим ребенком еще и по их супругу. Пусть в тех семьях родится тоже по два ребенка. Рисуем. Получается, что к моменту, когда вы станете бабушкой (или дедушкой) у вас уже будет 7 близких родственников: супруг, двое детей, четверо внуков. А если у ваших внуков будет по 2 ребенка, то у вас будет еще и 8 правнуков. Через 60 лет у вас будет 12 прямых потомков.
Чтобы все состоялось, многое зависит от вас самих: создание и благополучное сохранение семьи потребует усилий.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков