Тема 7. Методика воспитания звуковой культуры речи
Звуковая культура речи, ее значение для развития речевого общения, развития личности ребенка и подготовки к обучению в школе.
Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношений и словопроизношений, приобретения общеречевых навыков и интонационной выразительности. Роль слухового и речедвигательного анализаторов в становлении звуковой стороны речи, их взаимосвязь.
Задачи и содержание работы по формированию общеречевых навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах детского сада. Система работы по формированию чистого и правильного звуко- и словопроизношения. Речевая характеристика как начальный момент работы, содержание и методика ее составления. Содержание и методика упражнений. Становление и закрепление звуков. Подбор и методика проведения упражнений по закреплению звуков.
Пути формирования звуковой культуры речи. Обучение детей чистому и ясному звуко- и словопроизношению на занятиях; содержание занятий, структура, методика в разных возрастных группах. Взаимосвязь учебной работы на занятиях и упражнений в повседневной жизни. Индивидуальная работа с детьми по постановке чистого и правильного произношения.
Развитие выразительной речи. Задачи и содержание этой работы в разных возрастных группах детского сада. Развитие выразительной речи в процессе общения детей. Обучение выразительной речи на занятиях. Приемы работы.
Взаимосвязь выразительной речи детей и этических норм речевого общения и поведения. Условия, необходимые для формирования звуковой культуры речи детей.
Основные понятия: звуковая культура речи; словопроизношение; звукопроизношение; речевая интонация; фонематический слух; фонематическое восприятие; речедвигательный аппарат.
Основные идеи:
Развитие слухового анализатора и речедвигательного аппарата – важнейшая предпосылка для овладения правильным звуко- и словопроизношением и приобретения общих речевых навыков.
Развитие речевой культуры детей рассматривается как процесс освоения ими социально закрепленных норм звуко- и словопроизношения и речевой выразительности.
Методика формирования звуковой культуры речи строится на сочетании разнообразных средств, методов, форм фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
- Теория и Методика
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса Тема 1. Предмет теории и методики развития речи детей и задачи курса
- Тема 2. Становление методики развития речи как науки
- Тема 3. Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста
- Тема 4. Методика развития связной речи
- Тема 5. Методика развития словаря
- Тема 6. Методика формирования грамматически правильной речи
- Тема 7. Методика воспитания звуковой культуры речи
- Тема 8. Методика работы с книгой в детском саду
- Тема 9. Подготовка детей к усвоению грамоты
- Тема 10. Организация работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Диагностика речевого развития
- Тема 11. Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах
- 5. Темы практических и семинарских занятий
- Тема 2. Становление методики развития речи Занятие 1. Вопросы методики родного языка в трудах к.Д. Ушинского
- Занятие 2. Основные положения методики развития речи е.И. Тихеевой
- Тема 3. Теоретические основы методики развития речи Занятие 1. Развитие речи в разных видах деятельности
- Тема 4. Методика развития связной речи Занятие 1. Теоретические основы методики развития связной речи
- Занятие 2. Развитие речевого общения и формирования навыков разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста
- Занятие 3. Обучение пересказыванию литературных текстов
- Занятие 4. Просмотр и анализ занятия по обучению рассказыванию в детском саду
- Тема 5. Методика развития словаря Занятие 1. Методика словарной работы
- Занятие 2. Методика занятий по ознакомлению с предметами детей дошкольного возраста
- Занятие 3. Методика обучения детей рассматриванию и рассказыванию по картине
- Занятие 4. Анализ программных задач по развитию словаря детей
- Тема 6. Методика формирования
- Грамматически правильной речи
- Занятие 1. Методика формирования грамматически
- Правильной речи у детей дошкольного возраста
- Занятие 2. Освоение детьми дошкольного возраста грамматического строя родного языка
- Тема 7. Методика воспитания звуковой культуры речи Занятие 1. Обучение звуковой культуре речи в разных возрастных группах
- Занятие 2. Обследование звуковой культуры речи дошкольников
- Занятие 3. Просмотр и анализ занятия по звуковой культуре речи
- Тема 8. Методика ознакомления детей дошкольного
- Возраста с художественной литературой
- Занятие 1. Методика ознакомления с литературными
- Произведениями в группах раннего возраста
- Занятие 2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
- Занятие 3. Ознакомление детей с книжной иллюстрацией
- Занятие 4. Выразительное чтение поэтических произведений в детском саду
- Тема 9. Подготовка детей дошкольного возраста
- К усвоению грамоты
- Занятие 1. Готовность детей дошкольного возраста
- К усвоению грамоты
- Занятие 2. Пробные занятия по обучению грамоте
- Основные требования к курсовым работам
- Структура педагогического исследования
- Образец календарного плана
- Календарный план выполнения курсовой работы
- Оформление курсовой работы
- Рекомендации по выполнению тем курсовых работ по предлагаемым темам
- Тема 1. Вариативность как показатель творческого
- Рассказывания детей дошкольного возраста
- Тема 2. Обучение элементам творческого рассказывания детей среднего дошкольного возраста
- Тематика курсовых работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин
- 8.3. Методические указания студентам
- Методические рекомендации
- К самостоятельной работе студентов
- Тема: Основные положения методики
- Развития речи в.И. Тихеевой
- Тема: Развитие речевого общения и формирование навыков разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста
- Тема: Беседа как метод развития связной речи детей дошкольного возраста
- При заполнении карты-схемы особое внимание обратите на содержание и форму вопросов как один из приемов обучения диалогической речи. Сделайте общий вывод о разработанности данной проблемы.
- Тема: Методика обучения рассказыванию на наглядной основе детей дошкольного возраста
- Тема: Методика развития словаря
- Карта анализа научных подходов к проблеме словарной работы
- Тема: Методика формирования грамматически правильной речи
- Тема: Методика обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста
- Карта-схема структуры и рекомендаций по методике обучения звуковой культуры речи
- Тема: Теория и методика подготовки детей к обучению грамоте
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста
- Тема: Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л.М. Гурович
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1 Чтение рассказа н. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2 Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Тема: Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Тема: Ознакомление детей с книжной иллюстрацией
- I. Выразительное чтение поэтических произведений в детском саду
- II. Просмотр и анализ занятий по ознакомлению с художественной литературой в старших группах детского сада
- Тема: Диагностика речевого развития детей
- I. Изучение уровня речевой коммуникации
- II. Изучение уровня связной речи
- III. Изучение словаря детей
- IV. Изучение грамматической стороны речи
- V. Изучение звуковой стороны речи
- VI. Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Тема: Преподавание методики развития речи
- Вопросы к экзамену по методике развития речи
- Методическое издание