logo search
psih_i_ped

4.3. Самосознание

Венцом развития сознания в процессе усвоения ребенком социального опыта является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в одно целое. Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя, если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить:

1. Осознание близких и отделенных целей, мотивов своего «Я»;

2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

Из всего выше сказанного следует, что самосознание представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я», где «Я» символизирует главную часть сознательного опыта человека.