logo search
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации

Технология – термин, который означает совокупность знаний о способах и средствах обработки чего-либо. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий.

Своим происхождением технология в педагогике обязана реализации педотехнических идей, высказанных на рубеже ХХ в. родоначальниками прагматической психологии и педагогики (такими, как У.Джеймс, С.Холл, В. Торндайк,, В Килпатрик), представителями индустриальной педагогики (Ф.У. Тейлор, Ф.Б. Гилберт)». В результате влияния различных идей и теорий (программированного обучения, алгоритмизации обучения, теории коммуникации и др.) совокупность педотехнических приемов превращается в педагогическую технологию.

Зародившись в 60-70-е г.г. ХХ в. как новое направление, технологический подход к воспитанию и обучению привлекает педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательного процесса. Свое развитие он получил, прежде всего, в США, Англии, Японии, Испании, где начинают издаваться журналы по данным вопросам, а затем распространяется и в других странах.

По свидетельству Т.А. Ильиной термин «педагогическая технология» (educatijnal technology) появляется в начале 60-х г.г. на страницах зарубежной печати и в названиях ряда зарубежных педагогических журналов. Боголюбов В.И. рассматривает эволюцию (трансформацию) понятия – от технологии в образовании − к технологии образования и затем − к педагогической технологии.

Отечественные педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в УВП. Многих смущал сам термин, который как будто оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес возрастал, обнаружилась тенденция к накоплению новых технологий в образовании. В Казани под руководством М.И. Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное, − технологическая грамотность педагогов росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов (напр.: В.Ф.Шаталов).

Внедрение технологий воспитания и обучения в педагогическую практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, М. Кларк, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов, Ф. Янушевич и др.).

Были сформулированы главные признаки технологизации УВП: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания, вынесение учебно-воспитательного процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации, упорядочение учебно-воспитательной системы (Т.С. Назарова)

Однако в педагогике в понимании термина до сих пор нет определенности. В педагогической литературе накопилось более 300 определений понятия. Спор о сущности его продолжается до сих пор. В литературе как синонимы используются термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии обучения и воспитания» и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

Педагогические технологии, в определении Б.М. Бим-Бада, представляют собой совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология, по А.К. Колеченко – набор операций по конструированию, формированию и контролю ЗУН-ов и отношений в соответствии с поставленными целями.

Б.Т. Лихачев называет педагогическую технологию органзационно-методическим инструментом педагогического процесса, В.П. Беспалько – содержательной техникой реализации учебного процесса.

По мнению Г.М и А.Ю. Коджаспировых, педагогическая технология служит конкретизацией методики, она представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. рассматривают педагогическую технологию как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Причем В.А. Сластенин подчеркивает, что поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

С точки зрения С.В. Кульневич, технология является моделью (алгоритмом) реализации педагогической концепции. При этом следует отметить, что одни технологии вырастают из теории (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).

В.А. Сластенин выделяет существенные признаки педагогических технологий:

При разработке и использовании в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий должны учитываться определенные требования и принципы.

А.К. Колеченко выделяет следующую систему требований:

Рассматривая педагогическую технологию на уровне «тонких» операционных прикосновений к личности как важный элемент профессионализма, Щуркова Н.Е. предлагает принципы педагогических технологий:

Под амплификацией Щуркова Н.Е. понимает технологический принцип, сообщающий о постоянной объективной необходимости выстраивать яркую внешнюю форму воздействия, увеличивая силу воздействия через расширение средств, в том числе психофизического аппарата. Амплифицировать – значит добавить чуть больше средств выразительности, чем в обыденной действительности.

Представляют интерес принципы конструирования и применения педагогических технологий учебного процесса, предложенные А.К. Колеченко.

Н.В. Кузьмина выделяет функциональные компоненты деятельности педагогов в педагогической технологии:

В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко:

В принципе не существует монотехнологии, которая бы использовала только какой-либо один фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Поэтому одна и та же педагогическая технология может входить в различные классификационные группы

Рассмотрим некоторые из педагогических технологий. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Компьютерные или информационные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть ее заключается в гибкой ориентации на подготовку на основе модулей.