11. Разработка занятий по эв в разных возрастных группах
Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы.
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни
• ежемесячные наблюдения за погодными явлениями;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ; • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; • проведение экологических досугов.
Дошкольники пятого года жизни.
• циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада;
• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы;
• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы;
• подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе; • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре; • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями;
• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит»;
• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе. Дети шестого года жизни. Проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме.
Одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы, ведут календари. Ежедневно осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных.
Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка - живая иголочка», «Украсим Землю цветами». Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям.
Литературным стержнем являются произведения Виталия Бианки.
Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия. Значение игры в этом возрасте не уменьшается.
Дети седьмого года жизни. В циклах наблюдений включаются наблюдения сравнительного характера, проблемные и опытнические ситуации, дети прослеживают рост и развитие птенца, детеныша млекопитающего, их меняющуюся связь с внешней средой.
Система работы с детьми подготовительной к школе группы имеет ряд важных отличительных особенностей. В сентябре она начинается с изготовления самодельного глобуса. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны.
Стержневым произведением для этой группы является «Экология в картинках» В.Н.Танасийчука.
Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства.
В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.
Самым главным экологическим праздником в подготовительной к школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). Мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.
- 1. Обучающая и воспитывающая функция природы
- 2. Роль природы в нравственном воспитании дошкольников
- 3. Методы развития экологического мышления у дошкольников
- 4. Значение эв в воспитании моральных качеств дошкольников
- 5. Экскурсия как метод эв и поведения в природе
- 6. Формирование личности дошкольника в процессе его общения с природой
- 7. Роль художественной литературы в эвд
- 8. Эвд в уголке живой природы
- 9. Использование Дидактических игр в эвд
- 10. Методическое руководство экологической работой в доу
- 11. Разработка занятий по эв в разных возрастных группах
- 12. Циклические наблюдения в природе
- 13. Роль и место разнообразных игр в обогащении, закреплении, систематизации знаний детей о природе
- 14. Природа как фактор общего психического развития ребенка
- 15. Развитие у детей эстетического восприятия природы
- 16. Прием моделирования в ознакомлении дошкольников с природой
- 17. Несложные опыты в неживой природе как метод эод
- 18. Роль труда в формировании знаний детей о природе
- 19. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики
- 20. Тематическое планирование экологических занятий и экскурсий на сезон
- 21. Основные направления работы методиста по руководству эв в детском саду
- 22. Наблюдение основной метод эод. Виды наблюдений
- 23. Природа как фактор интеллектуального развития детей
- 24. Фенологические наблюдения. Задачи фенологических наблюдений
- 25. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
- 26. Формирование системы экологических знаний у дошкольников на основе представлений и элементарных понятий
- 27. Значение игры в эод. Сюжетно-ролевые экологические игры
- 28. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
- 29. Игра в разных возрастных группах детей дошкольного возраста. Подвижные игры в экологическом образовании
- 30. Экологическое воспитание дошкольников в истории зарубежной педагогики (я.А. Коменский)
- 31. Роль экскурсий в эОиВ дошкольников. Методика проведения экскурсий
- 32. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики (в.Ф. Одоевский)
- 33. Экологические прогулки
- 34. Система первоначальных знаний о природе как основа элементов развития экологического сознания
- 35. Опытническая работа в эод. Опыты в живой природе
- 36. Эод как способ регулирования взаимоотношений человека с природой
- 37. Принцип отбора содержания знаний в эвд
- 38. Задачи эод
- 39. Природа в системе ценностей человека
- 40. Роль моделирования в эод. Предметное моделирование различных явлений природы
- 41. Критерии сформированности эвд
- 42. Формы эод. Занятия и их виды
- 43. Эод как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе
- 44. Словесные методы в эод. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
- 45. Краеведческий принцип познания природы
- 46. Наглядные пособия и их роль в эод
- 47. Системность знаний как основа миропонимания
- 48. Словесные методы в эод. Беседы о природе: типы, цели, задачи
- 49. Взаимосвязь обучения, воспитания и экологического сознания детей
- 50. Создание условий для эод. Аквариум как модель экосистемы
- 51. Педагогические условия эод