Примеры биологических вопросов творческого характера
Ботаника
1. Почему при попадании на свет клубни картофеля зеленеют, а клубни георгина – нет?
2. Известно, что лишайники растут очень медленно (до нескольких миллиметров в год). Подумайте и выскажите свои предположения почему так происходит?
3. Можно ли хранить семена в холодильнике? Почему?
4. Лист растения смазали вазелином. Почему в нем не образуются органические вещества даже при хорошем освещении?
5. Могут ли сорные растения принести пользу культурным растениям? Ответ обоснуйте.
Зоология
1. Проследите основные этапы развития кровеносной системы у животных и объясните их эволюционную взаимосвязь.
2. Каковы причины сходства и различий между организмами животных?
3. Охарактеризуйте особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первично-наземных животных.
4. В чем заключаются особенности строения и жизнедеятельности пауков в связи с жизнью на суше.
5. Опишите особенности строения и функционирования органов зрения у различных животных.
Анатомия
1. Одни ученые считают, что скелет человека – самая удачная конструкция в живой природе, другие указывают на его несовершенство. Приведите аргументы “за” и “против” каждого из этих утверждений.
2. Укажите возможные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы и предложите меры по их профилактике в детском возрасте и у взрослых.
3. Почему в холодное время у человека увеличивается выработка мочи?
4. Создайте модель зрительного восприятия человеком конкретного предмета.
5. Объясните возможные последствия травм или дефектов развития отделов головного мозга.
Цитология и биохимия
1. Почему жиры, а не углеводы являются главным источником метаболической воды?
2. Опишите, объясните и сравните структурную функцию углеводов и липидов.
3. Опишите возможные пути появления органоидов в клетке. Определите причины разнообразия современных клеток.
4. Укажите источники (причины) многообразия органических веществ в клетке и покажите значение этого явления в живой природе.
5. Многообразие белков определяется составом, количеством и последовательностью аминокислот. Как Вы считаете, чем определяется многообразие углеводов? Какое биологическое значение это имеет?
Экология
1. Объясните, являются ли приспособления организмов к отдельным факторам среды (освещенность, температура, влажность) независимыми друг от друга?
2. В чем недостатки и преимущества теплокровности?
3. Как эволюционирует система “паразит – хозяин”?
4. Чем грозит для Земли увеличение концентрации СО2 в атмосфере? Ваши прогнозы и доказательства.
5. Какие последствия для местной природы может иметь вырубка леса? Почему?
6. Выскажи «за» и «против» получения трансгенных растений и животных.
Приложение 4
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМАМ: «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ»,
«МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ», «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ»
Вариант 1
1.Узнавание (1-2 балла)
Укажите кишечнополостных животных: бычий цепень, эхинококк, пресноводный полип гидра, перловица, медуза-корнерот.
2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
2.1. Гидра дышит: а) легкими; б) всей поверхностью тела; в) жабрами.
2.2. Способ бесполого размножения у кишечнополостных называется _____________.
3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
Назовите особенности размножения гидры.
4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
В чем сходство растений и животных?
5. Применение знаний в незнакомой ситуации (9-10 баллов)
Предложите опыт, доказывающий, что гидра передвигается.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание