logo
Методические указания по курсу МПБ

Примеры биологических вопросов творческого характера

Ботаника

1. Почему при попадании на свет клубни картофеля зеленеют, а клубни георгина – нет?

2. Известно, что лишайники растут очень медленно (до нескольких миллиметров в год). Подумайте и выскажите свои предположения почему так происходит?

3. Можно ли хранить семена в холодильнике? Почему?

4. Лист растения смазали вазелином. Почему в нем не образуются органические вещества даже при хорошем освещении?

5. Могут ли сорные растения принести пользу культурным растениям? Ответ обоснуйте.

Зоология

1. Проследите основные этапы развития кровеносной системы у животных и объясните их эволюционную взаимосвязь.

2. Каковы причины сходства и различий между организмами животных?

3. Охарактеризуйте особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первично-наземных животных.

4. В чем заключаются особенности строения и жизнедеятельности пауков в связи с жизнью на суше.

5. Опишите особенности строения и функционирования органов зрения у различных животных.

Анатомия

1. Одни ученые считают, что скелет человека – самая удачная конструкция в живой природе, другие указывают на его несовершенство. Приведите аргументы “за” и “против” каждого из этих утверждений.

2. Укажите возможные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы и предложите меры по их профилактике в детском возрасте и у взрослых.

3. Почему в холодное время у человека увеличивается выработка мочи?

4. Создайте модель зрительного восприятия человеком конкретного предмета.

5. Объясните возможные последствия травм или дефектов развития отделов головного мозга.

Цитология и биохимия

1. Почему жиры, а не углеводы являются главным источником метаболической воды?

2. Опишите, объясните и сравните структурную функцию углеводов и липидов.

3. Опишите возможные пути появления органоидов в клетке. Определите причины разнообразия современных клеток.

4. Укажите источники (причины) многообразия органических веществ в клетке и покажите значение этого явления в живой природе.

5. Многообразие белков определяется составом, количеством и последовательностью аминокислот. Как Вы считаете, чем определяется многообразие углеводов? Какое биологическое значение это имеет?

Экология

1. Объясните, являются ли приспособления организмов к отдельным факторам среды (освещенность, температура, влажность) независимыми друг от друга?

2. В чем недостатки и преимущества теплокровности?

3. Как эволюционирует система “паразит – хозяин”?

4. Чем грозит для Земли увеличение концентрации СО2 в атмосфере? Ваши прогнозы и доказательства.

5. Какие последствия для местной природы может иметь вырубка леса? Почему?

6. Выскажи «за» и «против» получения трансгенных растений и животных.

Приложение 4

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ПО ТЕМАМ: «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ»,

«МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ», «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ»

Вариант 1

1.Узнавание (1-2 балла)

Укажите кишечнополостных животных: бычий цепень, эхинококк, пресноводный полип гидра, перловица, медуза-корнерот.

2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)

2.1. Гидра дышит: а) легкими; б) всей поверхностью тела; в) жабрами.

2.2. Способ бесполого размножения у кишечнополостных называется _____________.

3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)

Назовите особенности размножения гидры.

4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)

В чем сходство растений и животных?

5. Применение знаний в незнакомой ситуации (9-10 баллов)

Предложите опыт, доказывающий, что гидра передвигается.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4