6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
Тематический контроль проводится для проверки результативности усвоения материала определенной темы или раздела учебной программы. При тематическом контроле требования к оценке результатов учебной деятельности должны возрастать, так как происходит оценка результатов относительно завершенного этапа обучения учащихся. Программа по биологии построена таким образом, что каждая тема рассчитана, в среднем, на 5 – 6 ч. Такой объем материала можно считать оптимальным для проведения тематического контроля знаний учеников. При коротких темах контроль можно объединить, при более продолжительных – разбить на небольшие законченные фрагменты.
Формы тематического контроля определяются учителем в зависимости от объема и характера изученной темы и от контролируемого вида деятельности учащихся. Это может быть одно задание описательного характера (устная или письменная форма ответа), вопросы или задания на определение степени владения понятийным аппаратом и развития биологического мышления, задачи теоретического или практического плана. Проверочные работы на предмет усвоения материала одной темы следует проводить на последнем уроке, отводя на это 20 – 45 мин.
Использование 10-балльной шкалы при тематическом контроле учебных достижений учащихся по биологии предполагает несколько вариантов подхода учителя к составлению заданий. Вот некоторые из них.
Первый вариант. Составляются «сборные» задания высокого уровня, к решению предлагаются многошаговые биологические задачи. Например, при контроле знаний по химической организации клетки, можно дать всем учащимся класса одно задание: «Опишите, объясните и сравните структурную функцию углеводов и липидов». Полный, структурированный, грамотно и логично простроенный ответ на вопрос или задание, задачу такого рода оценивается в 10 баллов. Если ученик описал и объяснил структурные функции углеводов и липидов на основании их свойств, но самостоятельно не выявил критерии для их сравнения – это ответ четвертого уровня, и, в зависимости от правильности и полноты, он оценивается в 8 и 7 баллов. Если в ответе нет объяснения, а только описание данных функций в соответствии с материалом учебника – ответ оценивается как репродуктивный с выставлением 6 – 5 – 4 – 3 баллов, в зависимости от полноты, правильности и осознанности ответа.
Второй вариант. Для контроля знаний после прохождения темы составляется задание из вопросов разного уровня. В этом случае предлагается использовать тест на обученность, который может быть развернутым и содержать 5 – 6 заданий на все виды операционной деятельности (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в сходной ситуации и перенос в новую ситуацию) или свернутым – и содержать 3 задания: на воспроизведение, конструирование и перенос знаний (табл. 10, Приложение 4).
Таблица 10
Yandex.RTB R-A-252273-3- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание