logo
Методические указания по курсу МПБ

Введение

Важным этапом обучения является контроль результатов учебной деятельности учащихся, позволяющий определить не только уровень сформированности их знаний, умений и навыков, но и конкретную степень достижения целей обучения учителем. Проверка знаний и умений является средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Педагогу необходимо четко знать перечень сведений и умений, подлежащих обязательному учету, так как об основных вопросах учебного материала учащиеся должны иметь твердые знания, в то время как о менее важных знаниях курса ученикам допускается иметь только представление.

Кроме знаний и мастерства требуется и большая специальная подготовительная работа учителя. Учащиеся усваивают материал не только на основании его изложения в учебнике или в объяснении на уроке, но и на основании требований учителя к их устным и письменным ответам. Если педагог удовлетворяется небрежными, расплывчатыми ответами, то школьники, как правило, и не готовят дома полных и точных ответов. Если учитель принимает механический пересказ учебника, то учащиеся обычно и не работают над выделением главного в ответе. Все этапы проверки заранее планируются; заблаговременно и в достаточном количестве экземпляров и вариантов осуществляется подготовка и средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов, средств для проведения программированного контроля знаний и т.п. Недооценка этой работы чревата серьезными изъянами в знаниях учеников. Таким образом, грамотный контроль учебной деятельности учащихся помогает учителю анализировать результаты своей работы, принимая меры к устранению имеющихся недостатков.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Система оценивания предусматривает связи: учитель – ученик, родитель – классный руководитель, администрация – педагогический коллектив, что обеспечивает системный подход к формированию учебного процесса и его целостность.

Правильно организованной проверку знаний и умений можно считать тогда, когда контроль в ней сочетается с другими важными задачами обучения. В этой связи особенно актуальным представляется переход школ Беларуси на 10-балльную систему оценивания знаний учащихся, которая позволила сломать стереотипы и сделать обучение более гуманным. Учащимся предоставляется возможность изучения предмета на том уровне, который определяется его потребностями и способностями. Это способствует формированию у учащихся умения выбирать собственную траекторию образования.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4