logo
Методические указания по курсу МПБ

3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий

Поскольку в 10-балльной системе оцениваются не сами знания, а умения их использовать, поэтому при выполнении биологических заданий и при ответе на вопросы ученику чаще всего приходится выполнять следующие операции:

– распознавать биологические объекты на рисунках и таблицах;

– давать характеристику биологического объекта или явления;

– сравнивать биологические объекты или явления, процессы;

– воспроизводить и пояснять основные положения теорий, законов;

– описывать морфологию;

– решать генетические, экологические, молекулярно-биологические задачи и др;

– давать характеристику особенностей строения и функционирования организмов в связи со средой обитания;

– осуществлять историческую реконструкцию условий, процессов, имевших место при тех или иных эволюционных явлениях;

–устанавливать логическую связь: строение – свойства – функции.

Эти учебные действия лежат в основе формирования биологических умений учащихся и являются главным показателем для оценивания глубины освоения учеником биологической информации. Учитель предлагает учащимся вопросы и задания на отработку перечисленных выше биологических умений, а затем определяет глубину усвоения биологического материала. Важно, чтобы на каждом уроке у учителя в запасе были вопросы и задания всех уровней.

Учебную деятельность учащихся при развитии биологических умений можно организовать, предлагая им следующие алгоритмы.

Обосновать, например, правила гигиены зрения, – это значит:

– знать основные правила гигиены зрения (прочитай, повтори, сформулируй на основании текста учебника);

– знать структуру органа зрения (изучи, повтори, вспомни);

– объяснить каждое правило на основе особенностей строения органа зрения, заполнить таблицу 5:

Таблица 5

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4