Структура лабораторных и практических работ
Лабораторные работы | Практические работы |
1. Постановка задач 2. Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала 3. Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов 4. Фиксация результатов. Формирование выводов 5. Заключительная беседа | 1. Постановка задач 2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы 4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок 5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков 6. Заключительная беседа с фиксацией результатов |
Лабораторно-практический контроль включает ряд аспектов контроля, таких как проверка:
– навыков и умений постановки эксперимента;
– навыков работы с увеличительными приборам;
– умения пользоваться определителями;
– навыков работы с раздаточным материалом;
– практических умений по закладке и проведению опытов на пришкольном участке.
Оценка навыков выполнения лабораторных и практических работ обладает определенной спецификой. Основные критерии такой оценки следующие:
1. внимательность учащегося при изучении письменной инструкции по проведению работы;
2. соблюдение правил техники безопасности и гигиены труда;
3. правильность и самостоятельность подбора инструментов, приборов и материалов;
4. организация рабочего места, выполнение технологических расчетов;
5. технология операций по проведению работы;
6. отношение к труду, дисциплина во время выполнения работы;
7. оформление отчета.
Отметка за выполнение практической работы вполне уместна потому, что к моменту ее выполнения осуществлена уже значительная часть познавательного цикла. При выставлении отметки необходимо учитывать не только знания, но и умения, которыми в соответствии с программой овладели учащиеся.
Освоение методов изучения природы – неотъемлемый компонент биологического образования школьников. Среди них на первом месте по важности и привлекательности для детей стоят экспериментальные методы, работа со специальными приборами, натуральными объектами. Системное построение лабораторного практикума по биологии позволит объединить все лабораторные работы программы на основе формируемых специальных практических умений учащихся, определить необходимое и достаточное их количество, исходя из заданного уровня результатов учебной деятельности. В таблице 9 представлены основные критерии оценки исследовательских умений учащихся в зависимости от уровня обучения и степени самостоятельности выполнения работы.
Таблица 9
Yandex.RTB R-A-252273-3- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание