Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
Компоненты биологических знаний (содержательные линии) | Предметно-содержательные критерии и показатели | Содержательно- деятельностные критерии и показатели |
1 | 2 | 3 |
Человек познает природу | Учащиеся умеют: называть науки, изучающие растения, животных, человека; называть уровни организации живой природы; методы ее исследования | Учащиеся умеют: обосновывать предпосылки возникновения концепций, теорий и законов, вклад отдельных биологических наук и ученых в развитие биологии |
Клетка – элемен-тарная единица жизни | распознавать клетки живых организмов; характеризовать особенности клеток растений и животных, их органеллы; характеризовать клеточную теорию, генную и хромосомную теории наследственности, цитологические основы наследственности и изменчивости; называть и распознавать ткани | сравнивать строение и функции клеток растений и животных; делать выводы о клеточном строении организмов всех царств; анализировать причинно-следственные связи, существующие в клетке |
Организм – биологи-ческая система
| классифицировать объекты живой природы; характеризовать строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного и животного организмов, их рост и развитие; обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений и животных своего региона | обосновывать влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека, необходимость соблюдения правил личной гигиены; сравнивать биологические объекты |
Надорганизменные уровни жизни
| называть сообщества живых организмов и их звенья; приводить примеры природных и искусственных сообществ; характеризовать влияние на сообщества экологических факторов, пищевые связи в них, приспособленность организмов к совместной жизни, круговорот веществ | обосновывать влияние деятельности человека на сообщества. Необходимость применения знаний о сообществах для определения мер по их охране; анализировать причинно-следственные связи, существующие в экосистеме |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 |
Система и эволюция органи-ческого мира | называть причины и результаты эволюции, основные систематические категории; приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции, наследственности, изменчивости и приспособленности растений и животных к среде обитания; характеризовать борьбу за существование, естественный отбор | обосновывать родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; делать выводы об усложнении организмов в процессе эволюции, родстве и единстве органического мира; применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов |
В таблице 2 представлены компоненты биологических знаний по всем содержательным линиям. Отражены предметно-содержательные и содержательно-деятельностные критерии и показатели, которые раскрывают требования, предъявляемые к умениям учащегося.
Основные результаты учебной деятельности учащихся по распознаванию объектов изучения проявляются в их узнавании, обнаружении, способности их различия по существенным признакам и свойствам. Овладение функцией описания проявляется в воспроизведении учащимися изучаемого материала, поиском и обнаружением связей между его различными объектами. Ученик способен провести осознанную классификацию и демонстрацию материала путем повествования, рассказа, выполнения задач и заданий по известным правилам или образцу. Функция объяснения заключается в раскрытии сущности объекта изучения и проявляется в установлении и обосновании закономерных связей, формулировании утверждений, демонстрации доказательств путем доводов и аргументов, логических выводов, выполнения различных заданий на основе известных правил, схем и алгоритмов. Освоение учащимися процедуры объяснения свидетельствует о том, что они владеют и оперируют программным учебным материалом для решения познавательных и учебных задач, оформления результатов работы. Сформированность преобразовательной функции проявляется не только в свободном владении и оперировании усвоенным учебным материалом различной степени сложности, но и в способности самостоятельно создавать алгоритмы для выполнения заданий и получать практические результаты, связанные с конкретной ситуацией, степень знакомства с которой может быть различной. При этом распознавание, воспроизведение программного учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью и прочностью.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание