2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
Оценка результатов учебной деятельности учащихся производится учителем не только по завершению изучения отдельно взятой темы или раздела, но и в процессе их изучения. Результаты обучения проверяются в процессе устных, письменных ответов учеников, а также при выполнении лабораторного биологического эксперимента. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе учитель применяет следующие основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся: текущий, промежуточный (периодический) и итоговый (годовой). Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический.
Поурочный контроль. Проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала. Имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение, является наиболее трудной частью урока. Его успех зависит не только от знаний и подготовленности к этой работе учителя, но и учеников. В ряде случаев из-за отклонений от плана на этом этапе урока учитель вынужден вносить коррективы во все остальные его этапы. При этом приходится на ходу заново конструировать урок. Вернуть его в нужное русло сможет только богатый методический арсенал учителя и его способность быстро принимать решения.
Выбор форм проверки знаний и умений учеников зависит от содержания проверяемых знаний. Проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе. Фронтальный устный опрос планируется при проверке объемного, но не сложного учебного материала насыщенного фактами. Фронтальный письменный опрос проводится, когда необходимо установить уровень усвоения всеми учениками одного-двух важных теоретических вопросов, служащих опорными при изучении нового материала. Уплотненный опрос целесообразно планировать в тех случаях, когда следует проверить знания большого по объему учебного материала неоднородной сложности, умения учащихся работать с тем или иным средством обучения либо опросить большое количество учеников.
Выставляемая при поурочном контроле отметка должна носить интегральный характер как показатель, отражающий и характеризующий результаты учебной деятельности учащегося. В таблице 3 отражены общие принципы поуровневого подхода к оцениванию ответов учащихся при устном, письменном и лабораторно-практическом контроле с учетом количественных и качественных показателей учебной деятельности.
Таблица 3
Yandex.RTB R-A-252273-3- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание