logo
Методические указания по курсу МПБ

5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи

Особую сложность вызывают вопросы творческого, поискового характера. Какие биологические вопросы и задания можно отнести к творчески и оценивать в 9 - 10 баллов? О каком творчестве может идти речь на обычных уроках, где школьники усваивают то, что было уже открыто учеными?

Рассмотрим некоторые типы биологических вопросов и заданий поискового характера и подходы к их оцениванию.

Вопросы на анализ функций, процессов жизнедеятельности.

Ученик дает ответ по собственному плану. Классифицирует функции с обоснованием предложенного им способа классификации.

1. Почему зрение считают основным источником информации для человека?

2. Какие функции может выполнять опушение различных частей растения?

3. Какова роль хвоста в жизни животных?

4. Зачем паукам паутина?

5. В чем состоит роль личинок в жизни вида?

Вопросы о «способах решения задачи».

Необходимо описать, как та или иная конкретная экологическая задача решается разными организмами. Например, вопросы на связь строения с образом жизни еще в большей степени требуют наличия плана в ответе, систематизации знаний и их обобщения. При этом резко снижается ценность отдельных пунктов – их слишком много. Более важны подходы к классификации, ее полнота и иерархичность.

1. Какие животные заботятся о потомстве и в чем это выражается?

2. Какими способами животные защищаются от хищников?

3. Какими приспособлениями обладают растения засушливых мест?

4. Какие способы обмена информацией существуют в животном мире?

5. Какие приспособления к паразитизму появились в ходе эволюции?

6. Какие приспособления необходимы летающим (парящим, плавающим, бегающим) организмам?

7. В каких условиях и почему данный признак бывает полезен?

8. В каких условиях могут жить изображенные животные (растения)?

Вопросы на сопоставление.

Ученик сравнивает признаки и комментирует ответ с точки зрения их сходство и различия. Такие вопросы развивают аналитическое мышление, т. к. ученик при ответе пробует установить связи между разными биологическими объектами, выделяет признаки и сравнивает их.

1. Какие преимущества дает насекомым умение летать?

2. Чем отличается полет насекомого и птицы?

3. Какие особенности характеризуют обмен веществ прокариотических организмов?

Вопросы на установление «глобальных» связей.

Вопросы требуют системного мышления. Это вопросы о системах с большим количеством связей, которые могут изменяться во времени – анализ процессов, происходящих в целом организме, экосистеме, биосфере, в процессе эволюции.

1. К каким последствиям может привести исчезновение мутаций?

2. Как вы представляете себе последовательность процессов, происходящих при появлении разнообразных тканей растения?

3. Какие последовательные изменения условий существования привели к появлению паразитических червей?

4. Рассмотрите все последствия, к которым привело бы полное исчезновение насекомых.

5. Какие меры и почему помогают предупредить бактериальные заболевания человека?

6. Как может отразиться на здоровье человека недостаток кислорода в воздухе?

7. Какие меры (правила поведения) помогают предупредить заболевания сердца?

8. Покажите схематично структурные компоненты клетки (организма, вида, биогеоценоза, биосферы) и связи, существующие между ними. Докажите, что клетка (организм, вид, биогеоценоз, биосфера) является целостной системой.

Задачи на выдвижение гипотез

Это задачи для объяснения какой-либо совокупности данных, в том числе и “диалоговые” задачи, где требуется выдвижение аргументов “за” и “против”.

Одни ученые считают, что обитатели глубоководных участков – эволюционно молодые виды, другие – что эволюционно древние. Приведите аргументы “за” и “против” каждой из этих гипотез.

Задачи на мысленный эксперимент.

При их решении требуется представить связи, существующие в системе и последствия, к которым приведут изменения в этой системе, придумать и интерпретировать эксперимент. Необходимо уметь выдвигать гипотезу, понимать возможную неоднозначность в интерпретации результатов, предлагать и проводить мысленные эксперименты для проверки гипотез и делать итоговый вывод.

1. Представьте себе, что вы ученый, которому предстоит выяснить какое из предложенных удобрений повышает иммунитет растений? Предложите схему опыта для получения ответа на этот вопрос.

2. Предложите модель опыта, позволяющего определить отличает ли обезьяна синий цвет от голубого?

Таким образом, 10 – балльные вопросы – это исследовательские, проблемные, поисковые задачи, вопросы развивающего характера (см. Приложение 3), содействующие развитию у ученика способностей к установлению причинно-следственных связей существующих в живой природе и умению классифицировать биологические объекты. Они всегда многовариантны, стимулируют познавательный процесс, готовят детей к изучению эволюции, экологии. Это помогает преодолеть встречающийся у школьников догматизм, способствует развитию гибкости не только в научных спорах, но и в человеческих отношениях, терпимости и уважения к чужому мнению.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4