Оценка степени сформированности навыков исследования природы
Уровень учебных достижений (баллы) | Методы изучения природы | Степень самостоятельности | Виды и примеры
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Первый (1-2)
| Элементы наблюдения и описания | Копирует элементарные виды практических действий; фиксирует отдельные параметры в наблюдаемом или описываемом явлении или предмете | Программные лабораторные и практические работы |
Продолжение табл. 9
1 | 2 | 3 | 4 |
Второй (3-4) | Описание природного объекта; наблюдение в лаборатории за стабильным биологическим объектом; проведение программных опытов; работа с определительными карточками | Выполняет операции по инструкции; прибегает к постоянной помощи учителя; | Программные лабораторные и практические работы |
Третий (5-6)
| Описание природного объекта или явления; наблюдение в природе и в лаборатории за стабильными и динамичными биологическими объектами; проведение опытов, экспериментов; работа с определителями, справочниками | Самостоятельное выполнение всех операций с использованием инструкций, готовых алгоритмов | Программные лабораторные и практические работы |
Четвертый (7-8) | Описание; наблюдение; эксперимент; применение сравнительно-аналитического (табличного) метода; литературное исследование | Самостоятельный подбор оборудования, формулирование вывода; использование вариативных методик и объектов; решение дополнительных (указанных учителем) задач лабораторного или природного исследования | Сравните внутреннее строение листьев указанных растений и объясните причины найденных отличий. Сгруппируйте предъявленные образцы тканей и объясните принципы их классификаций |
Пятый (9-10) | Сравнительно-аналитический метод (табличный, описательный); лабораторное исследование; природное исследование; литературное исследование; историческая реконструкция; моделирование; проектирование | Владеет элементарными приемами научного исследования с самостоятельным определением целей, средств и методов исследования (проблема-задача-гипотеза; отбор объекта и метода; проведение эксперимента; сбор и обработка данных; оформление и предъявление результатов) | Определите экспериментально, зависит ли внутреннее строение листа от положения его на ветке? Обладает ли раздражимостью эвглена? Представьте модель опыта по выяснению роли углекислого газа в жизни растений (животных). Какое удобрение повышает иммунитет растений? Предложите схему опыта для получения ответа на этот вопрос. |
Уроки с лабораторными занятиями являются очень значимыми в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии, поскольку при изучении натуральных объектов происходит формирование конкретных представлений об изучаемом материале, вполне отчетливых и достаточно полных, так как в восприятии принимают участие различные органы чувств. Знания, полученные на лабораторных занятиях, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти, так как на лабораторных занятиях учащиеся учатся приобретать знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы. Это имеет большое значение для формирования умений самостоятельного изучения природы. Кроме того, в процессе лабораторных занятий учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков: обращаться с различными приборами и инструментами, навыки рассмотрения под лупой, зарисовок с натуры и т.д. Эти занятия развивают у учащихся интерес к изучению природы: хорошо рассмотрев и усвоив природный материал, ученики получают удовлетворение и стремление к дальнейшему изучению. И, наконец, они имеют значение в воспитательном отношении: при их правильной организации имеется возможность воспитывать культуру труда, бережное отношение к инструментам, материалам; воспитывается сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков с изложением учителя. Кроме того, лабораторные занятия приучают учащихся доводить работу до определенного результата и воспитывают сознательную дисциплину труда.
Аналогично теоретическим знаниям, исследовательские умения также «выстраиваются» по степени овладения ими учащихся. Первый уровень (1-2 балла) – ученик повторяет, копирует практические действия поэтапно за учителем или одноклассником. Второй уровень (3-4 балла) – действие приобретает самостоятельный характер, но не всегда осознается, зачем это необходимо сделать, почему следует делать эту операцию так, а не иначе. Как правило, выполняется только часть программной лабораторной работы, исследуется только один объект или свойство. Ученик нуждается в помощи учителя или одноклассников для формулирования вывода, выполнения того или иного практического действия (например, настройки микроскопа). Следующий уровень (5-6 баллов) требует самостоятельного выполнения всей лабораторной работы, предполагающей осознанное использование какого-то одного практического умения: наблюдения, сравнения, описания, использования готовых препаратов или приготовления микропрепарата самим учеником и т.д. Все действия выполняются самостоятельно по имеющейся инструкции, формулируется вывод, даются ответы на поставленные вопросы.
Если требуется проанализировать полученные данные и сделать вывод на основании сравнения, сопоставления, выделения существенных особенностей, то предполагается, что ребенок конструирует новые для себя знания. Оценивается такая работа в 7-8 баллов. Здесь имеет место синтез теоретических и практических умений. 8 баллов может получить также и ученик, который объяснил особенности применения именно этого приема или метода для аналогичных исследований или применил данный прием для исследования нескольких объектов. Поэтому, многие программные лабораторные работы должны быть “усилены” дополнительными заданиями или вопросами для выхода на уровень применения знаний и умений.
Для учеников, проявляющих повышенный интерес к экспериментальным биологическим методикам (9-10 баллов) предлагаются специальные дополнительные задания, направленные на более глубокое освоение практических умений, дополнительные лабораторные работы или более глубокий теоретический анализ полученных экспериментальным способом данных. Таким образом, происходит градация и степени усвоения одного умения, и наращивание новых умений по уровням учебных достижений (см. Приложение 2).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- М. Л. Минец, в. В. Гричик
- 1 Февраля 2008 г., протокол № 7
- Введение
- Оценка и отметка в школе. Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков
- Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
- Обобщенные критерии и показатели учебных достижений учащихся по биологии
- 2. Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся и технология их оценивания
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- Оценивание описательного ответа ученика
- Оценка описательного ответа
- 3.1. Устный контроль
- 3.2. Письменный контроль
- 3.3. Оценивание ответов учащихся на вопросы, выполнение заданий и решение задач. Общие подходы к составлению заданий
- Обоснование гигиенических правил
- Оценка умений отвечать на вопросы, выполнять задания, решать задачи
- Некоторые виды заданий на применение знаний в знакомой ситуации
- 4. Лабораторно-практический контроль и технология его оценивания
- Структура лабораторных и практических работ
- Оценка степени сформированности навыков исследования природы
- 5. Творческие, исследовательские, поисковые биологические задания, вопросы и задачи
- 6. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся как обязательный вид контроля
- Тест на определение уровня обученности учащихся по данной теме
- Оценивание ответов тестового контроля учащихся
- Приложения
- Примеры заданий для текущего контроля по биологии
- 1.Узнавание (1-2 балла)
- 2. Воспроизведение по памяти (3-4 балла)
- 3. Воспроизведение на уровне понимания (5-6 баллов)
- 4. Применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов)
- Примерные инструкции к лабораторным работам Лабораторная работа «Строение и расположение почек на стебле»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
- 6 Баллов
- 8 Баллов
- 10 Баллов
- Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
- 6 Баллов
- Примеры биологических вопросов творческого характера
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического контроля по теме: «класс насекомые» Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Примеры заданий для тематического тестового контроля
- Литература Основная
- Дополнительная
- Содержание