№ 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
Познавательный интерес – это не только мотив. Он может выступать и в других значениях, например, деятельность.
Познавательный интерес– это избирательное отношение к учению (деятельности, учебному предмету, человеку, который преподает этот предмет, к результатам деятельности и т.д.) в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.
Познавательный интерес направлен на познание.
В интеллектуальной деятельности интерес проявляется как активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задачи.
В эмоциональном интересе: эмоции, удивление, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
Познавательный интерес должен формироваться если будет создаваться ситуация успеха.
Этапы познавательного интереса:
любопытство (тяга к фактологии: как? что?);
любознательность (интерес к зависимостям: как? почему?);
сам познавательный интерес – это поиск причинно-следственных связей, закономерностей, причем этот поиск – самостоятельный;
творческий интерес (нахождение ответов, связей и причин, решение каких-то проблем);
Познавательный интерес формируется в учебной, внеучебной деятельности и внеклассной воспитательной работе: беседы, познавательные КТД, КВН, вечера, игры-путешествия, классные часы, связанные с информацией о новом явлении чего-либо, встречи, экскурсии, походы, конкурсы и соревнования.
На уроках и вне уроков используют создание игровых ситуаций: игры-упражнения (составить кроссворд), игры-загадки, соревнования и конкурсы, сюжетно-ролевые игры, путешествия.
Пути познавательного интереса:
новизна содержания материала;
обновление уже усвоенных знаний;
историзм;
практическая необходимость в знаниях этого предмета;
занимательность (знания, эмоциональные переживания):
предсказания ученых-фантастов;
занимательные аналогии;
приемы удивления;
сопоставление научных и житейских толкований одного и того же процесса или явления;
диалог.
В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: 1) содержание учебного материала (Новизна содержания; Обновление уже усвоенных знаний; Исторический аспект школьных знаний; Практическая необходимость в знаниях; Показ учащимся современных научных достижений); 2) организация учебной деятельности (Многообразие форм самостоятельной работы; Проблемность; Исследовательский подход; Творческая работа учащихся; Практическая работа); 3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными. Метод иллюстрации, рассказ, объяснение и метод демонстрации являются наиболее распространенными на уроках информатики. Остановимся на них поподробнее.
Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.
Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом. Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.
Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся. В такой ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием и незнанием, у них возникает потребность в разрешении этих противоречий, и они начинают проявлять познавательную активность.
В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений.
Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю необходимо постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами.
Большой эффект в обучении дает, как уже отмечалось, применение принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так же опытов и т.д.
Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем на уроках информатики и на других занятиях.
Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Технология ситуации успеха.
Снятие страха перед деятельностью. Прием: заинтересовано убедительно скажите: «Это же просто, это легко, ну не получится – ничего страшного…»
Продумывание инструктажа, который преподносится незаметно. Прием: выделение деталей: «Обратите внимание на …». Используйте прием скрытой помощи, когда в разговор с ребенком вплетаются незаметные подсказки: «Я думаю, что удобнее всего было бы делать так…». Это все словесные подсказки
Снятие напряжения. Формирование мотивов деятельности. Помощь в нахождении путей преодоления трудностей.
Приемы:
Авансирование личности и провозглашение ее достоинств Слова: «Конечно же ты сделаешь это отлично, потому что ты волевой, творческий,… У тебя сильный характер, хорошая зрительная память»
Выделение деталей.
Переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления социальной значимости деятельности.
Прием персональной исключительности. Его вербальная форма: «Именно ты способен сделать. Только ты …»
Педагогическая оценка результата деятельности. Прием детальной оценки (эта деталь удачна, оригинальна, ярка..)
Ситуация успеха есть, если успех деятельности переживается субъектом. Она невозможно без собственных усилий личности.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.