№ 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
(1888-1939)
Антон Семенович Макаренко - видный педагог советского периода, разработавший свою систему воспитания, отвечающую духу своего времени, которая основывается на общечеловеческих ценностях. Педагог-новатор разрабатывал многие вопросы воспитания:
Воспитание личности и коллектива;
Проблема всестороннего развития личности;
Проблема педагогического мастерства;
Вопросы семейного воспитания и т.д.
Его перу принадлежат художественно-педагогические произведения: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башне”, “Марш 30-го года”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса”, “Педагогика индивидуального действия”, “Проблема школьного советского воспитания”, “Лекции о воспитании” и т.д.
Макаренко закончил городское училище с педагогическим курсом и в течении 10 лет работал учителем начальной школы (до советской власти). В 1914 г. Поступил в Полтавский Пед. Институт. В 1917 г. закончил с золотой медалью. Работал завучем, а с 1920 г. по 1928 г. возглавлял детскую трудовую колонию им. Горького. С 1928-1936 г. М. возглавлял детскую школу-коммуну им. Дзержинского. В годы сов. Власти борьба с детской беспризорностью. Переезжает в Москву, становится членом союза писателей СССР. Человек-подвижник, всю жизнь воспитывал детей. (помог женщине втащить тяжелые вещи)Умер в электричке.
Цель воспитания Макаренко формирует по-новому. Это воспитание коллективиста. Макаренко разработал законы жизни детского коллектива. Его система воспитания строится на 2-х основных принципах: воспитание в коллективе и принципы соединения обучения с производственным трудом – непременный элемент в обучении и воспитании в системе Макаренко.
Свою работу с детьми строил на своем главном педагогическом кредо: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
Воспитание в коллективе
Воспитание - это хорошо организованная жизнь детей. Макаренко писал, что в начале педагогической деятельности он совершил ошибку: все внимание уделял личностям, которые выделялись поведением. Пришел к выводу, что необходимо создать сплоченный детский коллектив со своими традициями, который бы явился инструментом воспитания.
Такой коллектив необходим для того, чтобы личность чувствовала себя защищенной, могла свободно развиваться, т.к. конечная цель воспитания - воспитание личности.
Коллектив - сообщество людей, в котором присутствуют общая цель, общая трудовая деятельность, дисциплина, органы самоуправления, связь коллектива с обществом.
По своей структуре коллектив делится на общий и первичный. Воспитание начинается с первичного кол-ва, но должно обязательно проходить и через общий. Первичный коллектив (в школе класс) - это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, идеологическом и бытовом объединении (у Макаренко первичный коллектив – это отряд, в котором не более 14 человек. Во главе такого отряда стоял командир из числа воспитанников, который избирался на общем собрании общего коллектива на срок от 3-6 месяцев.
Первичный коллектив может создаваться на основе общих интересов, по возрасту, по производственному признаку и т.д.
Главное условие существования общего коллектива - это возможность собраться вместе.
Стадии формирования коллектива
Формирование коллектива проходит несколько стадий.
Требования предъявляет педагог воспитанникам (диктаторский характер). Но не д.б. слишком много требований сразу, поочередно. Нужно добиваться выполнения.
Педагог формирует актив из воспитанников, предъявляет требования к активу, а актив к коллективу. Косвенно действует на коллектив.
Формируется общественное мнение. Коллектив, не педагог, предъявляет требования к личности. Требования коллектива не д. идти в разрез с требованиями педагога.
Личность предъявляет требования к себе. Личность сознательно не выступает против коллектива.
Органы самоуправления
Главный законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива (и воспитанники и воспитатели), собирается раз в неделю когда коллектив формируется – ребята со взрослыми обсуждают проблему когда коллектив сформировался - 1 раз в 2 недели.
Каждый присутствующий имеет право решающего голоса. Каждого надо выслушать, но вводится регламент (можно выступать 2-3 минуты). Выступают сначала дети, потом взрослые. Если дети принимают неверное решение, то взрослые, как полноправные члены этого коллектива, просят отложить принятие решения на определенный срок и за это время убедить, что они были не правы.
Исполнительный орган (каждодневнодействующий) – совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов, председатели комиссий и 3 - 4 взрослых.
Каждый день был дежурный командир, который следил за распорядком дня. В конце дня сдавал рапорт с итогами дня.
Комиссии (хозяйственные, санитарные) во главе с председателем..
Актив.
Законы жизнедеятельности коллектива
Закон движения коллектива или система перспективных линий. Перспектива – это цель, к достижению которой коллектив стремится.
Близкая перспектива должна строится по коллективному плану, но опирается на личные интересы детей (поход в лес).
Средняя перспектива отдалена по времени (летний поход, к которому готовятся год).
Дальняя (связана с будущим воспитанника, с будущим воспитательного учреждения, с будущим страны).
Закон параллельного действия. Личность и кол-в воспитываются в одном совместном приеме, параллельно. Воспитывая личность мы воспитываем и коллектив. Каждое прикосновение к коллективу есть воспитание в нем личности.
Макаренко писал: «Наша педагогика не есть педагогика прямого действия, а параллельного действия».
Воспитывая личность, воспитываем коллектив, воспитывая коллектив, воспитываем личность.
Ребенок не д. чувствовать себя объектом воспитания, т.е. должен жить своей нормальной жизнью.
3) Преемственность поколений через создание разновозрастных отрядов.
Дисциплина. Режим поощрений и наказаний.
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а это цель и результат воспитания.
Воспитывать – это не значит поучать (отчитывать). Воспитывать – это значит педагогическим образом организовывать жизнь детей. Хорошая организация жизни детей уже сама воспитывает их. Дисциплина должна быть сознательной, но она не определяется сознанием, она воспитывается.
Логика дисциплины:
Д. требуется от коллектива, а не от личности.
интересы коллектива должны стоять выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.
Д. ставит личность в защищенное положение.
Д. существует тогда, когда неприятное дело делается с удовольствием.
Д. в детском коллективе не должна быть скучной.
Режим– это средство воспитания дисциплины.
Свойства режима: точность по времени, обязательность для всех. Режим может меняться в зависимости от обстоятельств.
Наказание – лучше обходиться без наказания, но если педагог видит, что наказание нужно, он должен использовать и этот метод воспитания. Наказание свидетельствует о том, что процесс воспитания запущен и начинается перевоспитание. Наказание не должно приносить воспитаннику ни физического, ни морального страдания. Суть наказания в том, что воспитанник на какой-то момент отстраняется от общего коллектива. Переживает воспитанник за то, что его осуждают его же сверстники. Наказывать имеют право только сам коллектив и уполномоченный от коллектива. Наказание не д.б. частым. В здоровом сплоченном коллективе могут существовать традиции, различные формы наказания. В коммуне, где воспитанники делились на коммунаров и воспитанников, наказанием для коммунаров был арест, для воспитанников др. формы (наказуемый д.б. отсидеть в кабинете Макаренко положенные часы (ни в коем случае не говорить о том, что совершил воспитанник). Он мог разговаривать с Макаренко, но никто из входящих не д.б. разговаривать). Взрослые тоже выполняли эти правила (авторитет для учителей).
Трудовое воспитание.
Производительный труд – непременные условия воспитания в педагогической системе Макаренко. В колонии труд сельскохозяйственный (несколько десятин земли), в коммуне промышленный труд. В коммуне ребята начали с деревообработки, а затем стали работать на заводе под Харьковым (электрооборудование, фотоаппараты). Коммуна перешла на принцип полной самоокупаемости. Она отказалась от дотации, сами за себя платили. Дети работали посменно 4 часа в день и учились. Был перерыв на отдых. Был создан фонд советов – командиров, куда отчислялось 10% от всей заработанной суммы. Деньги шли на содержание младших воспитанников, на стипендии, на сберкнижку каждого воспитанника.
Вопросы семейного воспитания.
Общее условие семейного воспитания.
правильно воспитать легче, чем перевоспитать.
семья д.б. полной и не 1 ребенок в семье (чтобы был не эгоист).
в семье д.б. поставлена цель. Дети должны участвовать в личных делах.
родители д.б. примером.
не оберегать от жизни, а готовить ребенка к жизни.
никаких мелочей в воспитании нет.
Родители несут ответственность за воспитание своих детей. Дети должны это знать.
Родительские авторитеты: подавления, педантизма, чванства, резонерства (наставления, поучения), расстояния, любви, доброты, дружбы, подкупа – ложные. Настоящий авторитет – помощь, ответственность, ребенок должен видеть в родителях гражданское лицо.
Отношения, стиль, тон в коллективе, эстетика
Макаренко выделяет главные черты, которые должны характеризоватьколлектив:
мажор (радостное ощущение жизни)
чувство собственного достоинства
чувство защищенности
способность тормозить, т.е. воспитывалась привычка не разрешать межличностные конфликты с помощью драки, ссоры, привычка уступить товарищу.
способность ориентироваться (в жизни, в коллективе).
уметь правильно разговаривать с товарищами, взрослыми.
Эстетика
Начинается с внешнего вида воспитанников. Макаренко: «В воспитании нет мелочей».
Творческое применение идей Макаренко в современной школе:
воспитание в коллективе (обучение детей в классах)
принципы соединения обучения с производственным трудом (УПК)???
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.