logo
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе

(1888-1939)

Антон Семенович Макаренко - видный педагог советского периода, разработавший свою систему воспитания, отвечающую духу своего времени, которая основывается на общечеловеческих ценностях. Педагог-новатор разрабатывал многие вопросы воспитания:

Его перу принадлежат художественно-педагогические произведения: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башне”, “Марш 30-го года”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса”, “Педагогика индивидуального действия”, “Проблема школьного советского воспитания”, “Лекции о воспитании” и т.д.

Макаренко закончил городское училище с педагогическим курсом и в течении 10 лет работал учителем начальной школы (до советской власти). В 1914 г. Поступил в Полтавский Пед. Институт. В 1917 г. закончил с золотой медалью. Работал завучем, а с 1920 г. по 1928 г. возглавлял детскую трудовую колонию им. Горького. С 1928-1936 г. М. возглавлял детскую школу-коммуну им. Дзержинского. В годы сов. Власти борьба с детской беспризорностью. Переезжает в Москву, становится членом союза писателей СССР. Человек-подвижник, всю жизнь воспитывал детей. (помог женщине втащить тяжелые вещи)Умер в электричке.

Цель воспитания Макаренко формирует по-новому. Это воспитание коллективиста. Макаренко разработал законы жизни детского коллектива. Его система воспитания строится на 2-х основных принципах: воспитание в коллективе и принципы соединения обучения с производственным трудом – непременный элемент в обучении и воспитании в системе Макаренко.

Свою работу с детьми строил на своем главном педагогическом кредо: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Воспитание в коллективе

Воспитание  - это хорошо организованная жизнь детей. Макаренко писал, что в начале педагогической деятельности он совершил ошибку: все внимание уделял личностям, которые выделялись поведением. Пришел к выводу, что необходимо создать сплоченный детский коллектив со своими традициями, который бы явился инструментом воспитания.

Такой коллектив необходим для того, чтобы личность чувствовала себя защищенной, могла свободно развиваться, т.к. конечная цель воспитания - воспитание личности.

Коллектив - сообщество людей, в котором присутствуют общая цель, общая трудовая деятельность, дисциплина, органы самоуправления, связь коллектива с обществом.

По своей структуре коллектив делится на общий и первичный. Воспитание начинается с первичного кол-ва, но должно обязательно проходить и через общий. Первичный коллектив (в школе класс) - это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, идеологическом и бытовом объединении (у Макаренко первичный коллектив – это отряд, в котором не более 14 человек. Во главе такого отряда стоял командир из числа воспитанников, который избирался на общем собрании общего коллектива на срок от 3-6 месяцев.

Первичный коллектив может создаваться на основе общих интересов, по возрасту, по производственному признаку и т.д.

Главное условие существования общего коллектива - это возможность собраться вместе.

Стадии формирования коллектива

Формирование коллектива проходит несколько стадий.

  1. Требования предъявляет педагог воспитанникам (диктаторский характер). Но не д.б. слишком много требований сразу, поочередно. Нужно добиваться выполнения.

  2. Педагог формирует актив из воспитанников, предъявляет требования к активу, а актив к коллективу. Косвенно действует на коллектив.

  3. Формируется общественное мнение. Коллектив, не педагог, предъявляет требования к личности. Требования коллектива не д. идти в разрез с требованиями педагога.

  4. Личность предъявляет требования к себе. Личность сознательно не выступает против коллектива.

Органы самоуправления

Главный законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива (и воспитанники и воспитатели), собирается раз в неделю когда коллектив формируется – ребята со взрослыми обсуждают проблему когда коллектив сформировался - 1 раз в 2 недели.

Каждый присутствующий имеет право решающего голоса. Каждого надо выслушать, но вводится регламент (можно выступать 2-3 минуты). Выступают сначала дети, потом взрослые. Если дети принимают неверное решение, то взрослые, как полноправные члены этого коллектива, просят отложить принятие решения на определенный срок и за это время убедить, что они были не правы.

Исполнительный орган (каждодневнодействующий) – совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов, председатели комиссий и 3 - 4 взрослых.

Каждый день был дежурный командир, который следил за распорядком дня. В конце дня сдавал рапорт с итогами дня.

Законы жизнедеятельности коллектива

Закон движения коллектива или система перспективных линий. Перспектива – это цель, к достижению которой коллектив стремится.

Закон параллельного действия. Личность и кол-в воспитываются в одном совместном приеме, параллельно. Воспитывая личность мы воспитываем и коллектив. Каждое прикосновение к коллективу есть воспитание в нем личности.

Макаренко писал: «Наша педагогика не есть педагогика прямого действия, а параллельного действия».

Воспитывая личность, воспитываем коллектив, воспитывая коллектив, воспитываем личность.

Ребенок не д. чувствовать себя объектом воспитания, т.е. должен жить своей нормальной жизнью.

3) Преемственность поколений через создание разновозрастных отрядов.

Дисциплина. Режим поощрений и наказаний.

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а это цель и результат воспитания.

Воспитывать – это не значит поучать (отчитывать). Воспитывать – это значит педагогическим образом организовывать жизнь детей. Хорошая организация жизни детей уже сама воспитывает их. Дисциплина должна быть сознательной, но она не определяется сознанием, она воспитывается.

Логика дисциплины:

Режим– это средство воспитания дисциплины.

Свойства режима: точность по времени, обязательность для всех. Режим может меняться в зависимости от обстоятельств.

Наказание – лучше обходиться без наказания, но если педагог видит, что наказание нужно, он должен использовать и этот метод воспитания. Наказание свидетельствует о том, что процесс воспитания запущен и начинается перевоспитание. Наказание не должно приносить воспитаннику ни физического, ни морального страдания. Суть наказания в том, что воспитанник на какой-то момент отстраняется от общего коллектива. Переживает воспитанник за то, что его осуждают его же сверстники. Наказывать имеют право только сам коллектив и уполномоченный от коллектива. Наказание не д.б. частым. В здоровом сплоченном коллективе могут существовать традиции, различные формы наказания. В коммуне, где воспитанники делились на коммунаров и воспитанников, наказанием для коммунаров был арест, для воспитанников др. формы (наказуемый д.б. отсидеть в кабинете Макаренко положенные часы (ни в коем случае не говорить о том, что совершил воспитанник). Он мог разговаривать с Макаренко, но никто из входящих не д.б. разговаривать). Взрослые тоже выполняли эти правила (авторитет для учителей).

Трудовое воспитание.

Производительный труд – непременные условия воспитания в педагогической системе Макаренко. В колонии труд сельскохозяйственный (несколько десятин земли), в коммуне промышленный труд. В коммуне ребята начали с деревообработки, а затем стали работать на заводе под Харьковым (электрооборудование, фотоаппараты). Коммуна перешла на принцип полной самоокупаемости. Она отказалась от дотации, сами за себя платили. Дети работали посменно 4 часа в день и учились. Был перерыв на отдых. Был создан фонд советов – командиров, куда отчислялось 10% от всей заработанной суммы. Деньги шли на содержание младших воспитанников, на стипендии, на сберкнижку каждого воспитанника.

Вопросы семейного воспитания.

Общее условие семейного воспитания.

Родители несут ответственность за воспитание своих детей. Дети должны это знать.

Родительские авторитеты: подавления, педантизма, чванства, резонерства (наставления, поучения), расстояния, любви, доброты, дружбы, подкупа – ложные. Настоящий авторитет – помощь, ответственность, ребенок должен видеть в родителях гражданское лицо.

Отношения, стиль, тон в коллективе, эстетика

Макаренко выделяет главные черты, которые должны характеризоватьколлектив:

  1. мажор (радостное ощущение жизни)

  2. чувство собственного достоинства

  3. чувство защищенности

  4. способность тормозить, т.е. воспитывалась привычка не разрешать межличностные конфликты с помощью драки, ссоры, привычка уступить товарищу.

  5. способность ориентироваться (в жизни, в коллективе).

  6. уметь правильно разговаривать с товарищами, взрослыми.

Эстетика

Начинается с внешнего вида воспитанников. Макаренко: «В воспитании нет мелочей».

Творческое применение идей Макаренко в современной школе: