№ 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
Культура– это все то, что создано и создается человеком, как материальное, так и духовное.
Культура– совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе истории; наивысший уровень развития кого-либо, чего-либо
Познавательная культура личности– это наивысший уровень развития возможностей и способностей человека познавать окружающую среду, людей, самого себя, науку, общественную. Региональную и национальную культуру.
Познавательная культуру делает личность самостоятельной, самоопределяющейся, творчески занимающейся самообразованием, умеющей в сложной ситуации сделать выбор путей, приближающих человека к истине.
Базовая культура– это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна социализация и оптимальное развитие генетически заложенных дарований.
Культура личности:
это степень совершенства. Достигнутая в овладении той или иной отраслью знаний или деят-ти.
Это определенный уровень творческих сил и способностей человека.
Это гармония интеллекта, эмоций, убеждений, воли в деят-ти, гармония с самим собой, с окружающими людьми, обществом.
На протяжении всей жизнедеят-ти человека формируется базовый комплекс культуры личности, который включает все основные качества личности.
Базовый компонент культуры личности необходим для:
Ее развития в деят-ти
Это оптимальное наличие свойств и качеств для гармоничного развития.
Это способность личности к созданию и воплощению гармонии объективного «образа мира» и субъективного «образа Я», выраженных в индивидуальном «образе мыслей», «образе действий», «образе жизни».
Направления базовой культуры:
Культура жизненного самоопределения
Семейных отношений
Экономическая
Труда
Политическая
Нравственная
Общения
Правовая
Интеллектуальная
Экологическая
Физическая.
Задачи познавательной культуры:
Овладение умениями и навыками культуры умственного труда
Умения пользоваться разнообразными способами познания мира (наблюдение, беседа, анализ, анкетирование, синтез).
Формирование познавательного интереса и творческой активности
Реализация средств собственного саморазвития и самовоспитания
Вывод: человек д. иметь хорошо развитую эрудицию, широкий кругозор и знать как наблюдать за миром.
Методы познания:наблюдение, опыт, индукция, дедукция, сравнение, аналогии, обобщение, абстрагирование.
Структура познавательной культуры:
Знаю:
Законы мышления, памяти, внимания, законы и методы познавания мира
Философские подходы к познанию окружающего мира
Пути развития умственных способностей, качества ума и умственных действий
Основные положения культуры умственного труда
Источники получения новых знаний о мире
Пути и способы самообразования и саморазвития
Умею:
Пользоваться всеми источниками познания, работать с книгой
Использовать разнообразные методы познания, опираясь на анализ (синтез, сравнение, сопоставление ФАКТОВ, ЯВЛЕНИЙ И Т.Д.)
Логически рассуждать, делать выводы
Ставить эксперимент, обрабатывать данные
Реализовать на практике правила культуры умственного труда
Планировать самостоятельную работу, занимать самообразованием
Творчески подходить к получению новых знаний
Верю:
В познавательные возможности каждого человека
В торжество разума, умственные возможности человека – творца, исследователя
В познавательность мира
Хочу:
Самостоятельно искать и находить источники информации
Творчески решать теоретические и практические задачи в процессе познания
Формировать у себя познавательный интерес
Самостоятельно находить нетрадиционные решения проблем в творческом поиске
Заниматься самообразованием, расширять свой кругозор
Делаю:
Самостоятельно и творчески ищу пути разрешения теор и практических проблем различных наук
Использую различные источники познания
В поиске использую и выбираю соответствующие методы познания окружающего мира, науки
Принимаю участие в конференциях, турнирах, выставках
Занимаюсь самообразованием
Умственное развитие – развитие и совершенствование качеств ума, умственной деят-ти человека
Свойства ума:
Эрудиция (множество, объем знаний).
Гибкость ума (человек может подойти к решению любой познавательной задачи с разных сторон).
Критичность (нельзя считать явления неизменяемыми. Нужно смотреть с критикой).
Самостоятельность (важно, чтоб человек умел рассуждать).
Глубина (в каждом явлении человек ищет причинно-следственные связи с помощью умственных возможностей).
Интуиция (благодаря знаниям, жизненному опыту человек может перейти к интуитивному решению задачи, не анализируя сразу представить результат).
Познавательная культура формируется в процессе самостоятельной интеллектуальной познавательной деят-ти (анализ, синтез, обобщение, интеграция, сравнение). Эти умственные действия, без которых невозможно формирование познавательной культуры.
Познавательный интерес очень важен при формировании позн культуры.
Задача умственного воспитания– формирование творчески мыслящей личности.
Умственное В направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деят-ти, диалектического мышления, рациональной организации интеллектуального труда.
На умственную культуру влияют : систематическое образование, внеклассная работа, среда.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.