№ 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Содержание – это модель социального заказа требований к уровню духовного развития личности, отражение социального опыта и культуры общества.
Стандарт + учебный план + программа + учебник = определяют содержание образования.
Учебный план – документ, который определяет перечень учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, порядок и последовательность их изучения по годам (базисный - основной российский нормативный документ, является частью госстандарта).
Учебник – содержание учебного плана для учеников
Учебная программа – документ, который фиксирует содержание учебного предмета.
В содержание образования входят:
1. знания о природе, обществе, человеке, т.е. о мире
2. знания о способах получения этих знаний
3. умения, навыки и способы деятельности
4. опыт творческой деятельности
5. опыт эмоционально ценностного отношения к миру, друг другу
Профильное образование дает человеку знание всех тех предметов и основных наук, которые позволяют человеку самоопределиться.
Общее образование связано с политехническим – процесс овладения знаниями научно-технического и экономического производства, знаниями о сущности, основных чертах и социально-экономическом значении научного прогресса, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Профильное образование – образование, которое дает человеку профессию и специальность.
Знания – составляющая учебного материала, к которой относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности, теоретические обобщения, термины, знания о способах действий.
Умения – действия совершаемые на основе конкретных знаний, практическое действие учащихся на основе полученных знаний.
Навыки – автоматизированное действие, которое ученик может совершать на основе ранее полученных знания и отработанных умений.
Основные положения образования, принципы, определяющие содержание образования:
Гуманизация (отношение к человеку)
Гуманитаризация (приоритет гуманитарных предметов)
Дифференциация (выбор)
Интеграция
Гибкий механизм конструирования учебного плана в соответствии с культурно-национальными, региональными особенностями или особенностями образовательных потребностей каждой личности
Умение составить индивидуальную программу
Работа в режиме развивающего обучения
Система образования состоит из трех частей:
1. Образовательные программы и стандарты:
общее
профессиональное (повышенная подготовка специалистов – начальное, среднее, высшее, послевузовское)
2. Сеть учреждений образования
дошкольное
общеобразовательное
профессиональное/высшее
дополнительное
3. Организации управления образованием
Компоненты государственного стандарта:
Федеральный компонент – обеспечивает единство образовательного пространства в России и интеграцию личности в мировую культуру
Региональный (национальный) – те нормативы, которые определяются особенностями региона
Школьный компонент – отражает специфику и направленность отдельного учебного направления
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.