logo
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними

6-7 до 9-10 лет.

Обстоятельство – поступление в школу. Открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Я хороший – как мои поступки выглядят в глазах окружающих людей.

Развиты рефлексивные способности. Преобладание мотива «я должен» над «я хочу». Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного возраста – психическая готовность ребенка к школе.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за умственное развитие…

Новая социальная ситуация выступает как стрессогенная повышается психическая напряженность. Ведущей деятельностью становится – учебная. Упражняет волю к достижению учебных целей.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления: создает новые условия для личностного развития ребенка.

Социальная ситуация.

Происходит перестройка системы отношений ребенка с действительностью.

Ребенок – взрослый: ребенок – учитель; ребенок – родители

Ребенок – дети.

Ребенок – учитель – начинает определять отношения ребенка к родителям и детям. Эта система становится центром жизни ребенка.

Ребенок – учитель ребенок – общество.

Такая социальная ситуация требует особойдеятельности – учебной (ВВД). Мотив, с которым ребенок пришел в школу, не связан с содержанием -> сформировать познавательную мотивацию.

Оценка собственных изменений, рефлексия на себя– предмет учебной деятельности.

Структура учебной деятельности:

Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Дети, работающие в форме совместной работы в классе, в 2 раза лучше формируют рефлексивные действия (оценивают свои возможности).

Игра в школьном возрасте сохраняется, но возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные). С помощью игры ребенок приближает к себе смысл вещей.

Труд имеет важное значение для формирования нравственных качеств (уметь на практике).

Учиться не только знаниям, но и тому как учиться (не умел – умею, не мог - могу).

Самое важное – рефлексия на самого себя.

Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение учащихся в начале обучения:

  1. резкое изменение режима всего дня

  2. с приходом в школу ребенок все время занимается умственной деятельностью

  3. на школьника влияют новые взаимоотношения.

Вся жизнь в школе связана с личностью учителя. Отношения с учителями складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными. Для учителя важно составить правильное представление о личности ученика, помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающих потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства: сохраняется потребность в игре. В первое время для пробуждения интереса к обучению является введение игровой ситуации на уроке. Кроме того, остается потребность в движении.

Учитель должен уметь организовывать досуг школьников: включать подвижные игры на переменах, а также дать возможность подвигаться на уроке. На основе внешних впечатлений быстро развиваются духовные потребности, в том числе и познават.(потребность овладеть знаниями , умениями, навыками).

Социальные мотивы формируются у учащихся уже во 2-3-м классе. Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельности. По мере овладения учебной деятельностью проявляется интерес к способам деятельности, т.е. процессу чтения, рисования, самому учебному предмету.

Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника.

Чувства.Привычка к волевым усилиям побуждает потребность и интерес к играм с правилами; продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. В них развиваются нравств. чувства детей (а также в процессе обучения в коллективе). Основные чувства младшего школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Младший школьник часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица. Интеллектуальные чувства развиваются в процессе учебной деятельности, при правильной организации обучения становятся для них потребностью (любознательность, чувство нового). Эстетич. чувства развиваются в процессе восприятия литературных произведений, особенно поэзии, музыкальных произведений, произведений живописи. Но правильная оценка искусства м.б. только при правильном обучении педагогом.

Воля. В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка – игры – совершается без волевых усилий. Деятельность связана с непосредственным удовлетворением потребностей. Произвольность действий – это новообразования младшего школьного возраста , формируется в процессе обучения. Совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно, т.к. перед учащимися возникают все новые и более сложные цели, к которым они стремятся. Поле психического развития волевой акт соверш-ся в соответствии с собственными потребностями, интересами учащегося. Особенно важная волевая черта характера - самостоятельность. Выдержка – проявляется в умении подчиняться требованиям взрослых, в умении сдерживаться, подчиняясь режиму жизни школы и распорядку времени после школы. Импульсивность – противоположная черта характера, которая может развиться – результат повышенной эмоциональности, проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие, неожиданные раздражители. Иногда становится индивидуальной особенностью. Настойчивость – позволяет добиваться успеха в учебе, даже при больших трудностях. Самостоятельность – существенная волевая черта характера.

Восприятие. Младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к восприятию школьника. В процессе восприятия учебной информации необходима произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Необходимо учить их сосредотачивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия.

Память. Очень хорошая. Непроизвольное запоминание. Воспроизведение дословное. Память нагляднообразная, а не логическая. Лучше всего запоминают конкретные предметы, факты, лица, формы, сюжеты; хуже запоминают формулы и правила. Развиваются все виды памяти: словесно-логическая, эмоциональная, двигательная. Возрастает объем памяти. Начинают проявляться типы памяти. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Для развития памяти необходимо использовать мнемотехнику.

Внимание. Это процесс овладения знаниями. Основные свойства:

  1. умение распределять внимание. Объем внимания младшего школьника меньше чем взрослого человека

  2. неустойчивость внимания. В младших классах необходимо чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, чертежей, рисунков.

  3. переключение

  4. непроизвольное внимание, связанное с потребностями и интересами ребенка, возникающее в ходе учебной деятельности и развитие их личности

Воображение. Необходимо для учебы. Изменение (развитие) воображения:

  1. в начале образы расплывчаты и неясны , в них отображается несколько преимуществ

  2. 2-3-е классы – преобл. существ. признаки.

  3. 3 класс – более обобщенные и яркие. Опора в начале – на конкретный предмет , потом на слово.

Большую роль играют специальные знания учащихся.

Мышление. Ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, русского языка. При специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал. Абстракция младшего школьника. Отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения. Обобщение характеризуется осознанием только некоторых признаков, т.к. учащийся еще не может.

Притязание на признание среди: