№14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
Метод – это способ. Результатом метода – формирование качества. (Методы по Конниковой и Яновской)
Цель Функция Методы
стимулировать стимулировать Поощрение
наказание
соревнование
игры
методы воспитания– научно-обоснованные способы взаимодействия с детьми, направленные на развитие культуры личности. Целью одиночно-вспомогательного метода воспитания яв-ся стимулирование деятельности, отношений и т.д. Особое значение здесь имеетстимул. Стимул – это комплекс организованных педагогом внешних побудителей, направленных на мотивированную сферу школьника с целью активизации деятельности. Наиболее сильным яв-ся эмоциональный стимул: игра, соревнование, проблемный поиск, общественно-оценочный и т.д.
Поощрение– это выражение положительной оценки действий школьника. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций, поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность.
Виды поощрений: одобрение, благодарность, ободрение, похвала, награждение грамотой.
Одобрение – самый простой вид поощрения, оно может выражаться жестами, мимикой, положительной оценкой работы и поведения.
Самые высокие поощрения – благодарность и награждения, они вызывают и поддерживают устойчивые положительные эмоции, которые дают длительные и устойчивые стимулы.
Несмотря на простоту поощрения требуют тщательной дозировки и осторожности, т.к. их избыток может принести не только пользу, но и вред. При этом важны условия:
Поощрение не должно противопоставлять учениsка коллективу. Поэтому поощрения заслуживают не только, кто добился успехов, но и те, кто добросовестно трудился.
Поощрение не должно мотивировать стремление получать похвалу.
Поощрение должно начинаться с вопросов кому? сколько? За что? Оно должно соответствовать заслугам ученика, его индивидуальным особенностям.
Поощрения требуют личностного подхода.
Соблюдение справедливости при поощрении.
Наказания– метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людбми.
Формы наказания: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание и т.д.
Наказания требуют осторожности, т.к. могут принести не только пользу, но и вред.
Важны условия:
сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива и поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его осудили его друзья.
Не рекомендуется применять групповые наказания.
Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его справедливым.
Наказывая, нельзя оскорблять ученика. Наказание – не орудие мести.
Не торопиться наказывать, т.к. наказание очень сильный метод, а ошибку в наказании исправить очень трудно.
Наказание требует пед.такта и хорошего знания психологии.
Соревнование.
Это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники усваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование – новый стимул для роста и приложения новых усилий.
Для соревнования должны след.условия:
организация соревнования – основа его эффективности. Необходимо тщательно продумать цели и задачи, разработать программу, критерии оценок, условия проведения и подведения итогов. Соревнование должно быть привлекательным. Простота критериев оценки.
Важно, чтобы соревнование переросло в жесткую конкуренцию. Жесткие условия соревнования можно смягчить элементами игры.
Эффективность соревнования, когда ученики сами формируют цели, задачи и условия соревнования, они же подводят итоги и определяют победителей.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.