logo
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем

Воспитательная система – целостный социальный организм возник в прцессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели субъекты их деятельность отношения мат база освоенная коллективом окр среда) и облад такими интерактивными характеристиками как образ жизни коллектива его психолог климат (Л И Новикова)

Целесообразность воспитательной системы:

  1. При использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности и крепнет взаимосвязь компонентов пед. процесса. Это важно так как только целостный воспит процесс можетобеспечить целостное развитие личности учащегося.

  2. Создание воспит системы позволит расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность

  3. Воспит система позволяет экономить время и силы пед коллектива. Воспитательная система содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений кот влияют на личность благотворно и эффективно.

  4. При построении воспит системы специально моделируются и созд условия для самореализации и самоутверждения учащегося, учителя и родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.

Основные компоненты

Компонентом принято считать какую-либо часть системы вступающую в определенные отношения с другими ее чястями. Компонент может вступать в системы как элемент (мин единица системы) или как подсистема (часть ее) котор сама состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

С помощью морфологического и структурного анализа можно выделить след компоненты воспитат системы:

1. В теории и практике воспитания цель рассматривается в 2-х аспектах:

цель воспит системы должна соответствовать след требованиям:

2. Ядром воспит системы по утверждению Новиковой явл единство 2-х коллективов : педагог и ученического Необходимо:

.3. Основное значение этого компонента заключается в том, что он является системно образующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы.

4. Финансово-материальная база воспитательной системы может превышать, уступать или соответствовать материально-финансовым возможностям школы.

5. Не вся окружающая среда (социальная и природная) является компонентом воспитательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом и стала для него жизненным пространством.