№ 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
Пед.опыт– это практика пед.деят-ти и ее результат, который отражает уровень овладения объективными закономерностями на определенном этапе развития школьника и педагога и находит отражение в качествах Л школьника.
Пед.опыт может быть:
массовый– это типичный опыт, кот. явл-ся широко распространенным, всеми используемым
передовой– кот. обеспечивает более эффективное и качественное решение уч.-восп. задач, более рациональное, оптималиное с т.зр. затрат усилий и средств решения уч.-восп. задач. Несет элемент новизны, присутствует индивидуальность и творчество педагога, высш. мастерство учителя
новаторский– в кот. наряду с современным присутствует совершенно новый элемент, подход к решению задач
инновационный– принципиально новые, неописанные в теории подходы к решению задач.
Существует необходимость анализа передового опыта.
Анализ опыта – мысленное расчленение целого пед. процесса на составляющие его элементы, кот. оцениваются с т.зр их эффективности.
В процессе обучения можно выделить и оценить следущие элементы:
пед. задачи
содержание материала(ЗУН)
способы, кот. обеспечивают развитие мышления, формирование мировоззрения
деятельность учителя(особенности, способы общения с учениками, как организует работу …)
деятельность учащихся(что делают самостоятельно, что под руководством)
материальное обеспечение деятельности учителя, учеников (уч. пособия, ТСО)
внешние условия(забота о здоровье, рабочее место, родители)
результаты обучения(уровень обученности, качество знаний … )
Обобщение опыта– выводы общего характера, возникающие в результате сопоставления и анализа отдельных фактов и явлений.
При обобщении главное раскрыть связи м/у явлениями, элементами опыта и составить систему работы. Важно выявить: новизну, причину успехов, своеобразие использования технологий обучения.
Критерии оценки опыта:
достоверность(факты, статистические данные)
оптимальность(экономность с т.зр затрат усилий и средств)
длительность функционирования опыта(новизна, рационализация отдельных сторон деят-ти, внесение новых идей в практику, науку)
творчество( необычность, оригинальность приемов)
соответствие современным достижениям методики
Методы исследования опыта– наблюдение, изучение пед. документации, беседа, эксперимент, заочный сбор материала.
План описания опыта:
мотивы выбора опыта именно этого педагога
общие данные(возраст, стаж, ФИО …)
описание опыта в соответствии с критериями
выводы, суть, условия
приложение (конспекты, диаграммы схемы …)
Распространение пед. опыта: устная пропаганда(собрания, советы педагогам), письменная пропаганда (статьи, газеты), наглядная пропаганда (конференции, открытые уроки)
Внедрение опыта осуществляется через: изучение данного опыта на семинарах, обсуждение на пед. советах, в группах, посещение уроков, консультации по освоению опыта.
Среди учителей информатики выделяют педагогов новаторов: Шаталов, Лысенков.
Технология опорных сигналов(Шаталов)
Цель – увеличить время на активную деятельность учеников.
Опорный сигнал – используемая в обучении наглядная схема с закодированным или незакодированным содержанием знаний, облегчающая усвоение.
Втворчестве учителя лежат истоки творчества учеников.
Конспект структурирован. 1-4 – главные вопросы темы. Ученики отвечают: учителю, магнитофону, на доске.
Технология перспективно– опережающего управления и обучения при комментируемом управлении (Лысенков)
Шаг вперед с последующим возвратом, нелинейная организация.
Пример: тема – этапы решения задач на ЭВМ (упоминается алгоритм, программа), затем изучается что такое алгоритм, программа.
Ученик комментирует свои действия. Используются опорные схемы
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.