№ 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Одновременно на человека воздействует огромное число раздражителей, однако до сознания доходят лишь некоторые, являющиеся наиболее значимыми. Сущность внимания – избирательный, направленный характер психической деятельности человека.
В отличие от познавательных процессов, внимание своего содержания не имеет. Оно проявляется «внутри» психических процессов и неотделимо от них., характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности, например Узнадзе с его теорией установки.
Физиологические основы внимания.
По Семенову внимание имеет рефлекторный характер. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию. Устойчивое концентрированное внимание – следствие того, что человек научился управлять своими движениями.
Павлов говорит, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате ориентировочного рефлекса «что такое».
Ухтомский говорит, что возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и можно создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Очаги доминанты подавляют другие возбуждения, тормозят и уменьшают силу их воздействия. А еще приобретают способность активно усиливаться под воздействием посторонних возбуждений.
Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток – ретикулярная формация в стволовой части мозга.
Виды внимания. По характеру происхождения и способам происхождения выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений. Произвольное – сознательно направленное и регулируемое сосредоточение.
Виды | Условия | Осн-характеристика | Механизм |
Произвольное | Постановка задачи | Направленность в соответствии с задачей, требует волевых усилий, утомляет при длительной концентрации | Ведущая 2-я сигнальная система |
Послепроизвольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес | Целенаправленность, снимается напряжение, возникает второе дыхание | Доминанта, характеризующая возникший в процессе деят-ти интерес |
Непроизвольное | Действие сильного, значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздр-ля | Легкость возникновения, переключения, прекращения | Ориент-рефлекс либо доминанта, характеризкющая более-менее устойчивый интерес к личности |
Непроизвольноевнимание связано с физ, пси и пси-физиологическими причинами. Можно разделить их на категории:
Характер и качество раздражителя, включая его силу и интенсивность. Сюда следует отнести и такое качество раздражителя как новизна, необычность, сила.
Те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека и потребностям.
Связана с общей направленностью личности. Направленность тесно связана с прежним опытом.
Произвольноевнимание управляется сознательной целью. Тесно связано с волей. Волевое, активное, преднамеренное. Его функция – регулирование протекания пси-процессов.
Послепроизвольноевнимание возникает на основе произвольного внимания, также носит преднамеренный целенаправленный характер и не требует волевых усилий. Характеризуется самой высокой сосредоточенностью и составлет необходимое условиеуспешной деятельности. Остается связанным с целью и интересами, в отличие от других видов.
В педпроцессе нужно воспитывать произвольное внимание и при любой возможности переводить в непроизвольное, так как первое должно опираться на осознание значимости учебных задач, чувство долга, дисциплину, ответственность и познавательный интерес к учебному материалу.
Качество внимания.
Сила:концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; интенсивность – зависит от значимости объекта.
Широта: объем – количество объектов, которые м/б охвачены вниманием одновременно; распределение – возможность удерживать в сфере вниманияодновременно несколько объектов (одновременно слушать и записывать).
Динамичность:
Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Дошкольный возраст (6-7 лет) – 10 мин устойчивость.
Млад-школьный (10-11) – 15-20 мин
Подростковый (14-15) – 25 мин
Старшие классы (16-18) – 35 мин
Взрослый (с 25 лет) – 40-45 мин
Колебание– периодическое расслабление-усиление.
Переключение– переход с одного объекта на другой в результате изменения задач деят-ти
Отвлекаемость– непроизвольное перемещщение внимания на другой объект (действие постоянного раздражителя).
Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Есть мнимая и подлинная. Мнимая – профессорская (глубокая сосредоточенность на одном и отвлечение от всякой фигни). Подлинная – хлестаковская (общая неспособность быть внимательным).
Развитие внимательности.
содержание материала
правильная методическая организация урока
установка самого школьника на учение
темп и ритм урока
отношение учителя к детям
роль самоорганизации
Приучать себя работать в разных условиях
Приучать не поддаваться раздражительным факторам
Увлекать интересной, трудной, но посильной работой
Упражнять при помощи спецзанятий произвольное внимание
Всегда доводить начатое до конца
Не позволять делать любую работу небрежно
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.