№ 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
Понятия индивид. субъект личность индивидуальность очень близки, но не тождественны. Человек одновременно существо биолог, и социальное.
Человек – спец-я особ-сть чел-ка как биолог.существа – прямохождение, приспособляемость рук к труд. деятельности
Как общественное существо чел-к наделен сознанием, благодаря которому способен не только отражать окрю мир но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Что первичнее биол. или соц однозначно ответить нельзя.
Индивид – отдельное живое существо, представитель биолог-го. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, любой человек – индивид.
Индивид – биологическое: мозг прямохождение все что развивается в процессе онтогенеза.(рост голуб глаза…) Это от социума не зависит. Когда человек является носителем. Предметно – практической деятельности, он становится субъектом.
Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на факт. Развитие: младенец(общение с матерью) – ранний возраст(предметная манипуляция) – Подросток(учебная деят.) – Юнош возраст(проф деят-сть) – Зрелость(труд деят-сть) На стадии раннего возраста человек становиться носителем предметно- практ. деятельности. Социум определяющяя роль.
Субъект который входит в процесс социализации, который приносит пользу - …… личности.
Личность – человек вышедший благодаря труду из животного мира и развив-ся в обществе, вступающий в общение с др людьми с помощью языка становится личностью. Главными в хар-ке Л – общественная сущность.
Личность - это челов – индивид как субъект межличностных отношений, соц отношений и сознательной деятельности.
Индивидуальность – кажд. Человек имеет свои специф особенности. Л в своем своеобразии - инд-ть может проявляться в интеллект-й, эмоц и волевой сферах.
Инд-ть это Л в своем своеобразии и собственные (творческие способности),
Те у Л е5сть общие черты и собственные, так вот собственные и определяют индивидуальность.
Инд-ть понятие шире чем Л.
Процесс становления Л. Длительный, сложный и имеет историч хар-р. Развитие индивид-сти!!!! (инд. Подход, в зависимости от инд-х задатков субъет-х личност-х, творческ. особенностей).
Структура Л. по Рубенштейну
Стр-ра – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон Л как цель-ного образования.
напрвленность, которая проявляется в потреб-х, интересах, идеалах, убеждениях, доминир-их мотивов деятельности и поведении и мировоззрении.она определяет все дальнейшее развитие. Отношение к себе ,к окружающим.
ЗУНЫ приобретаются в процессе жизни и развития Л и познават деятельности
индивидуальнл-типолог особеннстьи проявляются в темпераменте – хар-ре – способностях.
Темперамент в течение жизни меняется и чистого типа темперамента практически нет. (те или иные черты проявл. в зависимости от ситуации)
Социум накладывает отпечатки тоже не т. задатки.
Способности м проявлятся в любом возрасте.
Л формируется в активном процессе взаимодействия с окр. миром
Развитие Л идет до юношеского возраста (15 лет) (Пиаже)
А сейчас новые науки (акмеология,???) - развитие в зрелом и даже в старшем возрасте - мудрость.
Л-ю не рождаются ею становятся.Может быть и деградация из-за биолог. и соц факторов.
Любая соц особенностьт может рассматриваться как признак Л.
Природу и сущность Л. составляют соц-я хар-ка всех особенностей чел-ка.
Л – это практическая и психолог деятельность чел-ка.
Что является основой Л? что первичное?
Три направления:
I направление.. Биологизаторское: считают что ведущая роль принадлежит биол процессам созревания что основныеW- кические свойства заложены самой природой и определяют его жизненную среду.
Конмтитуц теории: Кречмер (конституц тип тела определяет дальнейшее развитие) Шелдон Ломбразо(по внешним облику можно сказать что он будет преступником)
З. Фрейд - теория психо секс-го развития развитие идет через подсознательное секс-ое биолог, потребности человека.
Д. Уотсон - бихевиоризм есть стимул – реакция.
II направление.. Социологизаторское (полностью противоположное)
Особенности Л исходят не из биолого предпосылок а от самой структуры общества от способов социологизации, от взаимоотношений с др. людьми
Теория социологизации : человек рождается биолог особью а становится личностью лишь благодаря воздействию соц-х условий жизни (док-во маугли - высших психолог не было)
Теория научения : жизнь личности ее отношениях есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков.
Скиннер Торндайк
Теория ролей: общ-во предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения(роли) Роли определяются каждому человеку набор устойчивых способов поведения (роли). Роли определяются статус человека. Выполнение этих ролей накладывают отпечаток на хар-р человека его отношения с дрю людьми.
Психолого - генетические теории (не отриц ни биологии ни социологии)
На 1- й план выдвигает развитие собственно псих процессов
Маслоу Роджерс гуманистич теория – развитие Л и ее самоактуализация
Пирамида потребностей по Маслоу:
Социализация (по учебнику Андреевой)
Социализация процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом соц-го опыта ведущий компонент социализации – воспитание
Л – становящийся активный соц субъект
Социализация - двухсторонний процесс среда- человек
Сначала среда воздействует на формирование человека
Индивид усваивает соц опыт путем вхождения в соц среду систему соц связей (как среда воздействует на человека)
Индивид активно воспроизводит систему связей за счет активн деятельности активного включения в соц среду (воздейств)человека на среду с пом действ человек не просто усваивает опыт но преобразовывает его в собств ценности установки ориентации.
Социализация - это процесс становления личности осуществляется через 3 сферы деят-сть общение самосознание
Эти сферы обьединяет процесс расширения умножения соц связей индивида с внешним миром
В основе социализации - труд деятельность
Стадии и институты социализации совпадают с периодом жизни
дотрудовая институты: семья дошкольные образов заведения школа ВУЗ
трудовая (молодость взрослость зрелость) институты трудов коллектив труд деятельность для разв Л усвоен соц опыта и его воспроизведение
послетрудовая стадия институты: семья дом престарелых мудрость окончат становление личности
Институты – конкретные группы в котор Л приобщается к системам норм и ценностей они - трансляторы соц опыта.
Обшество передает становящейся Л систему норм и ценностей посредством знаков.
Семья – важнейший институт соцйиализации (1-е навыки взаимод 1-е соц роли 1-е нормы и ценности)
Школа - готовит чел-ка к жизни в обществе человек как гражданин.
Юность – период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений.
Результат социализации зависит от среды.
Факторы социализации :
Географическая среда (село деревня город)
Домашняя среда
Соц среда общественные отношения, инст-ты их реализующие
Влияние седы различно:
В разные общественно-исторические формации
Историко-культурн различия стран
В зависимости от принадлежности человека к соц группе
Например соц среда в разделенном на классы об-ве порождает неравенство в развитии людей (соц неравенства – разное образование - различная подготовка к жизни)
Соц группы воздействуют через традиции обычаи привычки образ жизни.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.