№ 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.
Основные Положения:
ум развивается в преодолении осознанного противоречия и разработке связанных с ним проблем
точкой отсчета в учебном процессе является не сам учебный процесс, а личность ученика
все знания личность получает в процессе только собственной деятельности. Если человек не делает ничего, развиваться он не будет
Один из первых теоретиков развивающего обучения – Л.С.Выготский.
«Обучение хорошо тогда, когда оно идет впереди развития» (Л.С.Выготский, «Педагогическая психология»)
«Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только то, которое ведет к овладению чем-то принципиально новым» (Л.В.Занков).
Выготский выделяету личности2 зоны:
зона актуального развития (ЗАР) – это завершившееся развитие
зона ближайшего развития (ЗБР) – идет становление развития. Человек пока не может самостоятельно справиться, но может решить познавательные задачи с помощью взрослого, в коллективной деятельности.
Сегодня он делает в сотрудничестве, а завтра он сделает самостоятельно, значит, произойдет развитие.
{Машарова – «Пед. Теории и технологии обучения» - критерии развивающего обучения}
Концепция Давыдова и Эльконина
Теория содержательного обобщения
ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как саморегулирующийся субъект учения, как учащийся
ребенку нбх усвоение системы научных понятий, которые обеспечивают осмысленность исследовательских и практических умений. Эти умения могут быть сформированы самостоятельно
в развивающем обучении ведущим является поисково – исследовательский метод работы школьника, а не способ запоминания и воспроизведения
Давыдов в своей книге предлагает такое развивающее обучение: методы и закономерности развивающего обучения ориентированы на закономерности развития.
Показатели:
вне деятельности нет развития
обучение опережает развитие
Главное – опора на абстрактное мышление.
Концепция Гальперина и Талызиной
Поэтапное формирование умственной деятельности
Главным в теории является становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, а не сведение развития только к развитию познавательных функций.
Все развитие ребенка идет по этапам:
предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения. Знакомство с задачами, которые нужно решить
формирование действия в материальном виде (модель, макет, наглядное пособие) и развертывание всех входящих в него операций. Предметное действие.
формирование действия как речевого во внешней и внутренней речи. Речевое действие
переход в глубокие, свернутые процессы мышления, когда умственное действие переходит из внешнего плана во внутреннее умственное действие
Концепция Занкова Л.В.
Основывается на учении Выготского. Принцип развивающего обучения впервые сформулировал Занков.
обучение на высоком уровне трудности.
быстрый темп обучения. Главное – приучать не к скорости, а к выделению главного
ведущая роль теоретических знаний
осознание школьниками процесса учения
целенаправленная и систематическая работа со всеми учащимися
Развивающее обучение– это обучение, чьи содержание, методы и формы организации приемов ориентированы на закономерности развития. Развивающее обучение направлено не столько на заучивание материала, сколько на развитие учащихся, на развертывание внутренних сил, на самораскрытие.
Одна из главных задач РО– сформировать определенные способности рефлексии, анализа, планирования, организации познавательной деятельности. Эти способности обеспечивают самопознание, самосовершенствование, саморазвитие.
При РО ищут изменение содержания, тк основу его составляет система научных понятий. Определяют принципы построения тех действий, которыми предстоит овладеть ученику.
Понятие – это тип знаний, который показывает взаимосвязанные свойства и стороны.
Понятие – это система свойств в особенностях взаимосвязей отношений. А взаимосвязи – сущность понятия.
Понятие не может быть без представления (сумма признаков).
Все способы действий, связанные с понятием, должны опираться на более общие принципы построения действий в любой области деятельности. Эти принципы зафиксированы в собственно научных понятиях. При исследовании ученик совершает операции:
анализ
обобщение
концепция понятия
В РО выделяют постановку задачи, совместное с учащимся решение этой задачи, организация оценки найденного способа действия.
В РО главное – сотрудничество:
выявить все существующие точки зрения
помочь сформулировать их
дать их анализ, найдя нужные аргументы и контраргументы
выбрать самую лучшую и эффективную точку зрения
Структура развития обучения:
Теория развития обучения Занкова, теория общего психич развития реб-ка.
Основн дидактические принципы развив обучения Занкова:
обучение на высоком уровне трудности.
быстрый темп обучения,
ведущая роль теорет знаний (удивлять тем, что знает)
осознание школьником процесса обучения (что интереснее сделать, чтобы поняли материал)
целенаправленная работа над развитием всех учеников класса (возм-ть выбора реб-ка самому позволяет ему реализ-ся в к-л виде д-ти)
Цель обучения: достижение более высокого общего развития личности, появление новообразования, многообразие видов д-ти, уроков - оно способств общ разв кажд реб-ка. Содержание по системе Занкова:
новые предметы
обогащение программы общепринятых предметов
приоритет предметов гуманитарного цикла
изменяется соотношение предметов (пение, рисование)
возрастной удельный вес знаний, кот дети получают го окруж действ-ти (большое внимание уделяется наблюдению учеников)
главн принцип обуч - индуктивный (от частного к общему)
Методы обучения:
проблемный хар-р
гл - самост работы ученика
исп- ся дискуссии, беседы.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.