logo
гос / Gosy / Государственный экзамен по педагогике

№ 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями

Духовно-нравственная культура – высокий уровень способности принимать и сохранять человеческое в человеке.

Общечеловеческие ценности (Караковский):

  1. человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство, и результат В

  2. земля – общий дом человечества, живой природы. Необходимо, чтобы каждый понял – земля важнее человека.

  3. труд – основа человеческого бытия, средство развития творческих способностей, труд отличает человека от животных

  4. семья – начальная структурная единица общества; воспитывать чувство чести рода, уважение к семье и продолжению рода

  5. знания – результат разнообразного и творческого труда. Человек вправе сам решать, какие знания ему нужны: обязательный минимум, материал повышенной сложности, дополнительные знания .

  6. мир – покой и согласие между людьми, народами, государствами. Это главное условие существования Земли и человечества. В – игрой, изучение легенд, песен, В добрыми отношениями.

  7. отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, завещанная ему предками.

  8. культура – мера культуры – интеллигентность (умение слушать, не мешать). + (не по Караковскому) – нравственное В направлено на:1) формирование морального поведения, проникнутого чувством истины, доброты, прекрасного; 2) формирование нравственных качеств (ответственность, дом, честь, честность, скромность,…)

  9. природа

  10. общество.

Мораль – обычай, нравственное правило.

В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.

Норма – это правило, требование, определяющее, как человек доложен поступать в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, может запрещать или предостерегать от них. Нормы представляют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений, в которых они действуют. Для каждой области отношений (профессиональные, межнациональные) есть свои нравственные принципы, которые регулируются нормами отношений.

Понятия морали носят всеобщий характер и охватывают все области отношений, называются нравственными категориями(долг, добро, честь,…)

Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к которому стремятся люди, считая его полезным, красивым, разумным. (его создает общество, чтобы соблюдать правила морали в жизни).

Нравственные нормы пронизывают все виды деят-ти и отношения людей:

Любой элемент культуры ФОРМИРУЕТСЯ в деят-ти, поэтому правомерно оценивать критерии сформированности базовой культуры с позиции отношения личности к своим желаниям, потребностям, действию: знаю, умею, хочу, верю, делаю

Знаю:

Умею:

Хочу:

Верю:

Делаю:

Развитие духовно-нравственной культуры осуществляется в семье, школе.

Задачи духовно-нравственной культуры:

Части формирования нравственной культуры: