№ 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
Духовно-нравственная культура – высокий уровень способности принимать и сохранять человеческое в человеке.
Это знание норм общественной морали, регулирующие поведение личности и ее отношение к миру и к себе
Это активное внутренне стремление к истине, правде, добру и красоте.
Это гармония нравственных чувств, сознания и поведения.
это умение делать нравственный выбор в нестандартных ситуациях общения.
Общечеловеческие ценности (Караковский):
человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство, и результат В
земля – общий дом человечества, живой природы. Необходимо, чтобы каждый понял – земля важнее человека.
труд – основа человеческого бытия, средство развития творческих способностей, труд отличает человека от животных
семья – начальная структурная единица общества; воспитывать чувство чести рода, уважение к семье и продолжению рода
знания – результат разнообразного и творческого труда. Человек вправе сам решать, какие знания ему нужны: обязательный минимум, материал повышенной сложности, дополнительные знания .
мир – покой и согласие между людьми, народами, государствами. Это главное условие существования Земли и человечества. В – игрой, изучение легенд, песен, В добрыми отношениями.
отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, завещанная ему предками.
культура – мера культуры – интеллигентность (умение слушать, не мешать). + (не по Караковскому) – нравственное В направлено на:1) формирование морального поведения, проникнутого чувством истины, доброты, прекрасного; 2) формирование нравственных качеств (ответственность, дом, честь, честность, скромность,…)
природа
общество.
Мораль – обычай, нравственное правило.
В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.
Норма – это правило, требование, определяющее, как человек доложен поступать в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, может запрещать или предостерегать от них. Нормы представляют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений, в которых они действуют. Для каждой области отношений (профессиональные, межнациональные) есть свои нравственные принципы, которые регулируются нормами отношений.
Понятия морали носят всеобщий характер и охватывают все области отношений, называются нравственными категориями(долг, добро, честь,…)
Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к которому стремятся люди, считая его полезным, красивым, разумным. (его создает общество, чтобы соблюдать правила морали в жизни).
Нравственные нормы пронизывают все виды деят-ти и отношения людей:
общественно-политическая деят-ть
труд.
Искусство.
Быт.
Любой элемент культуры ФОРМИРУЕТСЯ в деят-ти, поэтому правомерно оценивать критерии сформированности базовой культуры с позиции отношения личности к своим желаниям, потребностям, действию: знаю, умею, хочу, верю, делаю
Знаю:
Высшие общечеловеческие ценности, законы и правила общения, закон единства и взаимозависимости нравственных чувств, сознания.
Пути познания себя
Сущность понятий морали и нравственности, этикета
Нравственные принципы семейных отношений, основанные на проявлении гуманных чувств
Методы и формы нравственного В детей и юношества
Средства и способы самовоспитания
Умею:
Искать нравственные варианты выхода из конфликтных ситуаций, общаться, помогать другим, работать в коллективе
Быть гуманным к окружающим
Ориентироваться на другого человека, его эмоциональное самочувствие
В своих действиях проявлять толерантность, патриотизм и другие нравственные качества.
Опираться на духовно-нравственные ценности и традиции своего народа, его национальную культуру
Хочу:
Воспитывать достоинство, самоценность, уникальность каждой личности
Верю:
Быть интересным, полезным людям, общаться, быть добрым, милосердным, терпимым, справедливым, честным
Заниматься нравственным самовоспитанием
Любить родину, уважать национальные традиции народа, национальную культуру
Делаю:
Уважаю достоинства личности каждого, отвечаю за свои действия, делаю нравственный выбор в нестандартных ситуациях общения
Занимаюсь самовоспитанием
Радуюсь успехам других людей
Выполняю нормы нравственного поведения в совместной творческой деят-ти с другими и в свободное время
Анализирую и оцениваю свои действия и поступки с нравственной позиции
Развитие духовно-нравственной культуры осуществляется в семье, школе.
Задачи духовно-нравственной культуры:
Организация нравственного самовоспитания
Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств.
Вооружение учащихся знаниями о морали, сущности социальной и психологической целесообразности моральных норм. Формирование культуры общения, организации повседневного быта.
Обогащение нравственности, накопление ее путем взаимоотношения в коллективе, с учителями и родителями.
Части формирования нравственной культуры:
нравственное просвещение (уроки этики, этические беседы).
формирование нравственного опыта осуществляется в процессе всей учебной и неучебной работы в школе
оценки и анализ.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.