№ 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
ДС – это комплекс внутренне согласованных утверждений, основанных на единстве целей, содержания и дидактических принципов, касающихся способов организации работы учителя и учащихся.
Основные составляющие системы О:
учителя, их компетенция
методы работы, увлеченность учителей
учащиеся, их потребности, мотивация
содержание О, его селекция и систематизация, способы проверки результатов
среда О , т.е средства О и его общественно-материальные условия
Функционирование системы предполагает функционирование всех ее элементов и связей, подчиненное конкретной цели.
Дидактика – наука об образовании и О, их закономерностях, принципах, методах и формах организации.
Принципы О– руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.
Принципы О (по Ушинскому):
1. Принцип сознательности и активности
Сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.
Сознательное усвоение знаний зависит от: мотивов О, познавательной активности, организации О; методов, средств О; управления познавательной деят-тью учеников.
Практическая реализация принципа:
ясное понимание целей и задач работы
осознание учебных действий, понимание материала
использовать коллективные формы организации (ученик лучше объяснит другому)
новый материал связывать с уже изученным
сопровождать правила примерами
учить находить главное и второстепенное
учить учиться
научить мыслить причинно(понимание причинно-следственных связей – Почему?)
применять знания на практике
развитие творческого мышления и самостостоятельности суждений
уметь задавать вопросы и выслушивать ответы
2. Принцип наглядности
Эффективность О зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Виды наглядности:
естественная(предметы реального мира)
экспериментальная (опыт, эксперимент)
объемная (макет)
изобразительная (картины, фото)
звуковая(магнитофон)
символическая и графическая (карты, графики)
внутренняя( образы, создаваемые речью учителя)
Реализация принципа: ребенок мыслит формами, знаками, красками, звуками, ощущениями. Наглядность наиболее отчетливые и правильные представления о предмете.Это средство связи с жизнью. Использовать разные виды наглядности, ноне много!
3. Принцип систематичности и последовательности
О д/быть организовано логически, последовательно( в опр.порядке) Необходимо систематически упражнять навыки, приучать к логическому мышлению.
Реализация в процессе О: схемы, таблицы, опорные конспекты, повторение ранее изученного, уроки обобщения, систематизации.
Должно быть логичное содержание: материал делится на темы, в каждой теме устанавливать содержательные центры, выделять главные понятия, идеи, структуры. Каждый урок – логическое продолжение предыдущего.
4 Принцип прочности
Требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.
Прочное усвоение если:
ученик проявляет интеллектуальную и познавательную активность
правильно организовано О, разнообразные виды работы
материал структурирован, систематический контроль
знания добываются самостоятельно.
5. Принцип доступности
Учет особенностей развития учащихся, анализ материала с т.зр. их реальных возможностей и такой организации О, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок (легкоетрудное, от известного к неизвестному)
Непосильный для данного возраста материал утомлениеснижение мотива, работоспособности. Слишком простой материалснижение интереса.
6.Принцип научности
Отражает взаимосвязь с современным научным знанием. Содержание О не должно противоречить объективным научным фактам, теориям, законам, современному состоянию науки. Принцип учитывается в учебных программах, в отборе изучаемого материала. Нацеливает учителя на использование проблемных ситуаций, вовлечение учеников в наблюдение изучаемых явлений, научные споры …
7. Принцип связи теории с практикой
Процесс О должен стимулировать учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, подключение учащихся к полезной деят-ти в школе и за ее пределами, к использованию окр.действительности как источника знаний и области их практического применения, вовлечение школьников в трудовую деят-ть.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.