№ 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
Проблемное О– заключается в создании проблемных ситуаций, осознании и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учителя и учащихся, включающее формирование проблем, выдвижение гипотез, проверку решений, систематизацию и закрепление приобретенных знаний.
Проблемная ситуация– ситуация познавательного затруднения, познавательной проблемы, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание новых тем.
Проблема– познавательная задача, решение которой не м/б достигнуто с помощью имеющихся знаний и требует определенных действий по приобретению новых знаний.
Проблема–это логическая задача, которая м/б решена с помощью дальнейшего исследования. (не имеет стандартного решения)
Учебная проблема связана с познавательными потребностями, мотивами и означает переход от эмпирического уровня знаний(усвоения) к теоретическому. Любая проблема включает в себя противоречие, оно побуждает поиск решения.
Цель проблемного О– сформировать качества творческой Л:
продуктивность
оригинальность мышления
изобретательность
умение видеть проблему
быстрота ориентировки в разл. условиях
комбинаторность
способность к догадке
интуиция
При традиционном О преподаватель излагает «готовые» знания, а при проблемном О учащиеся самостоятельно добывают и усваивают новые знания под руководством учителя. Испытывая затруднения в решении задачи школьники ощущают настоятельную необходимость в поиске и получении новых знаний.
Формы выражения проблемы:
проблемный вопрос (Почему?)
проблемное задание (Как?)
проблемная задача ( так и так, какая верная?)
Проблема должна быть трудной но посильной. Проблемное О– оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деят-ти по передаче и усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления, это дидактический подход, учитывающий-е мыслительной деятельности субъекта.
Деятельность учителя при проблемном О включает:
нахождение проблемы и создание проблемной ситуации
знание или нахождение более эффективного способа ее решения
руководство этапом усмотрения??? проблемы
уточнение формулировки проблемы
помощь в анализе условий, выборе плана решения, консультирование по ходу решения
помощь в нахождении способов самоконтроля
разбор ошибок
организация коллективного обсуждения проблемы
Методы проблемного О:
Проблемное изложение(монолог): учитель излагает решение проблемы, показывает как ее решатьтворческое мышление
Частично-поисковый(диалог): учитель приобщает уч-ся к самостоятельному решению отдельных проблем, стимулирует выполнение отдельных шагов решения отд-х этапов исследования. Дети решают не всю а часть проблемы.
Исследовательский(проблемная ситуация существует объективно): ученики самостоятельно выдвигают проблему. Сложный метод! (когда есть какие то условия, окр.среда)
Проблемное О все больше становится традиционным. Организует активную самостоятельную деятельность учащихся, развивает мыслительные способности.
Этапы:
ставится проблема
анализ своих знаний и информационный поиск
получение знаний различными способами
решение самой проблемы
проверка, обобщение, анализ, систематизация
В информатике: задачи играют важную роль! Обучение через ошибки – С.М Окулов (книжки)
«-» проблемного О:долгое по времени.
- № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно- педагогического исследования.
- № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса.
- №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (в)
- № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
- № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
- № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
- № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
- № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
- №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
- № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
- № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
- № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
- № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
- № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
- № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
- № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
- № 22. Ктд, ее специфика и технология
- № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
- № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
- № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
- № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
- № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
- № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
- № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
- № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
- № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
- № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
- № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
- № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
- № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
- № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
- № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- № 41. Методы обучения
- № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
- № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.