logo
Bgazhnokov_B_H_-_Adygskaya_etika-1

6.3. Виды мужества

        Мужество проявляется по-разному в зависимости от целей и условий, от содержания и обоснования выполняемой деятельности. Еще Аристотель, подчеркивая, что "люди бывают мужественны по разным причинам", выделял пять видов мужества: гражданское, воинское (мужество опытных), от незнания, от гнева, от самонадеянности (Аристотель 1983: 110-115).

        Это поучительная классификация. Однако нужно помнить, что внутренним основанием для выделения трех последних видов мужества является либо дефицит информации, либо та или иная форма невежества и помутнения сознания. Поступки, совершаемые по этим причинам, отличаются, как указывал сам Аристотель, сравнительно низким социальным и нравственным качеством. Что же касается адыгской этики, то она отвергает связь таких действий с мужеством, требует отменить любую инициативу, возникающую под влиянием гнева, самонадеянности, при отсутствии необходимой информации. Вспомним указание Ж. Казаноко: Губжъ къыспкъырошасэ жыпIэу Iуэху иумыхьэжьэ - "Охваченный гневом к делу не приступай". Или частично уже упоминавшиеся ранее изречения типа: "Разум ставь впереди мужества"; ЛIым фэ теткъым жыпIэу иумыку - "Не храбрись, когда противник невзрачный"; МащIэщ жыпIэу утемыгушхуэ - "Не храбрись, когда враг мал числом" и т.д.

        Перед нами взвешенное отношение к мужеству, характерное для обществ с развитой моральной рефлексией. Адыгская этика предлагает концепцию нравственно наполненных и обоснованных видов мужества и в этом качестве выделяет: 

1) доблесть, 

2) стойкость, 

3) толерантность  

4) благородство. 

         Они взаимно дополняют, усиливают, поддерживают друг друга. Доблесть побеждает угрожающий нравственности страх; стойкость противостоит разрушительному действию страданий, лишений, страстей; толерантность позволяет воздержаться от импульсивных реакций, необдуманных поступков; и, наконец, мужество-благородство является источником великодушия, справедливости, самоотверженного служения людям.