logo
Bgazhnokov_B_H_-_Adygskaya_etika-1

3.3. Эмпатия - гущiэгъу

        Питательной внутренней "средой" человеколюбия является свойственное человеческой природе соучастие, сострадание, сопереживание. Говоря языком психологии, это эмпатия, под которой подразумевают "способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать его чувства в расчет" (Шибутани 1969: 139). Эмпатию характеризуют как "теплое" вхождение в роль другого человека - в отличие от "холодного вхождения", когда оно не сопровождается сочувствием и доброжелательностью (Собкин 1977). Отсюда представление об эмпатическом способе восприятия, понимания и общения, когда человек на некоторое время оставляет в стороне свои собственные интересы и живет жизнью другой личности, ощущая и оценивая ее чувства как свои собственные (Stotland 1969; Rogers 1975). Подчеркивается, что эмпатичный человек не только хорошо распознает, чувствует и понимает переживания других, он тактично и заботливо сообщает об этом, выражает свое участие в словах, жестах, поступках (Rogers 1977: 11).

        В адыгской этике в значении "эмпатия" используется слово гущIэгъу, состоящее из двух элементов: гу - "сердце", щIэгъу - "сочувствие", "соучастие". В итоге получаем ряд однородных значений: "сердечное участие", "сердечная участливость", "сердечная связь", "сердечный отклик". Все они хорошо передают не только сущность, но и различные оттенки эмпатии. При этом в полном соответствии с идеей и общей направленностью человечности "участливость" оценивают как моральную обязанность и важное нравственное качество личности.

        Об участливом человеке всегда и с большим уважением говорят: гущIэгъушхуэ хэлъщ - "большой способностью участия обладает", цIыху гущIэгъулыщ - "сердечный, участливый, жалостливый человек". Если данное качество выражено слабо, в отзывах звучат оттенки сожаления, досады, осуждения: гущIэгъу хэлъкъым, гущIэгъуншэщ - "бессердечный, черствый, жестокосердный".

        Ясно, что эмпатичность формируется и поддерживается благодаря усилиям воли, под контролем моральных принципов и правил. Мы откликаемся на переживания других людей не только в силу чисто эмоциональной отзывчивости - непроизвольно, но и вполне сознательно, напрягая свое внимание, память, мышление. Эмпатия в этом смысле является одной из форм самопожертвования. Для того чтобы "войти" в личный мир другого человека, разделить его радость или горе, необходимо преодолеть себя, оставить в стороне свои собственные интересы и дела. "Быть эмпатичным трудно, - пишет в этой связи К. Роджерс.- Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время - тонким и чутким" (Rogers 1975: 9). Отсюда выдвинутая им концепция развития "личностной силы" (personal power) в процессе так называемого личностно-центрированного воспитания и образования. Такое же значение придают эмпатии в системе адыгской этики. Понятие "мужество" - лIыгъэ не зря используется как синоним эмпатического понимания и эмпатического образа действий.

        Большое распространение имеют суждения об эмпатии как о моральном долге или законченном акте благотворения, ср.: ЦIыхум гущIэгъу хуэщIын хуейщ - "Необходимо принимать сердечное участие в делах других людей"; ГущIэгъу къысхуищIащ - "Принял сердечное участие в моих делах". В качестве отрицательной характеристики используются высказывания типа: ЦIыхум гущIэгъу хуищIыркъым - "Не принимает сердечного участия в делах других людей"; ГущIэгъу къысхуищIакъым - "Не принял сердечного участия в моих делах".

        Следует сказать еще и о том, что развитую восприимчивость к переживаниям людей расценивают как врожденное качество, как особый, почти божественный дар. И в самом деле, не всем дано проникнуть во внутренний мир другого человека, понять и, главное, принять близко к сердцу его радость и боль. У каждого в этом смысле свой, присущий только ему, порог чувствительности. В то же время бытует мнение, что степень чувствительности воспитывается и меняется с возрастом, под влиянием внешних условий и обстоятельств. Есть, следовательно, все основания говорить о естественных и культурных детерминантах эмпатии.

        Заметим в данной связи, что понятие "гущIэгъу" имеет много общего с категорией "ниньо" в японской культурной традиции, является выражением свойственной людям чувствительности и отзывчивости. Однако у японцев ниньо - символ природной стихии, вступающей в противоречие с социальными и моральными обязанностями - гири, порождая дилемму чувства и долга (Joy 1961: 675; Caudill 1970: 41). В случае с категорией "гущIэгъу" такие ассоциации не возникают. Общее мнение таково, что это высокоответственная чувствительность, действующая в унисон с основными требованиями адыгской этики. Рекомендуется не подавлять, а всемерно поощрять и развивать такой дар. В частности, детей уже с 2-3-летнего возраста приучают распознавать и чувствовать боль, радость или страдания окружающих. Одно из самых важных правил адыгской этики гласит: Псэ зыхэту хъуам гущIэгъу хуэщIын хуейщ - "Необходимо сочувствовать всем существам, в которых есть душа". В своих высших проявлениях эмпатия, как было сказано, включает в себя не только врожденную, рефлекторную чувствительность, но и вполне осознанное, доброе, непредвзятое и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и к растительному миру.

        И последнее, о чем необходимо сказать. Эмпатия формируется, оттачивается в течение всей жизни человека в ходе познания и самопознания и включает в себя целый ряд частных способностей, начиная от простой, почти рефлекторной отзывчивости, заканчивая скрупулезным анализом ситуации, принятием важных решений о стратегии и тактике поведения. Одним словом, она имеет свою довольно сложную "гносеологическую структуру", в которой выделяются как интуитивные, не вполне рациональные, процессы - "предпонимание", так и рациональные - "понимание".

        Анализ человечности под этим углом зрения поражает обилием понятий, передающих сложную палитру процессов сопереживания. Среди них наибольшую значимость имеют такие категории, как "нравственное внимание" - гулъытэ, "нравственная память" - гукъэкI, "нравственное понимание" - зэхэщIыкI. Они, собственно, и образуют структуру эмпатии - ее различные звенья или этапы, слитые в едином процессе "теплого вхождения" во внутренний мир другого.