logo
Bgazhnokov_B_H_-_Adygskaya_etika-1

6.4. Доблесть - хахуагъэ

        Прежде всего это активность, способность действовать, побеждая робость и страх. Сложилось мнение, что именно доблесть выводит человека из состояния аморального покоя, оцепенения, ступора, ср.: Пабжьэм хэсыр лIыгъэм къыхеху - "Мужество (доблесть) гонит человека из укрытия". Причем доблесть - это сложное, широкое понятие, включающее, помимо воинского мужества и отваги, гражданское мужество и интеллектуальную смелость, что открывает поле для индивидуальных различий, когда, к примеру, человек обладает ярко выраженной воинской доблестью и в гораздо меньшей степени гражданским мужеством.

        Своеобразна логика доблестных поступков. Обычно это острая, кратковременная активность, актуальная в моменты опасности, неопределенности, когда достижение нравственной цели связано с известным риском и невозможно без преодоления серьезных внешних и внутренних препятствий, без борьбы мотивов и психологической мобилизации. Хахуагъэ - победа человека над обстоятельствами и над самим собой.

        Известно, что представления о возможных негативных следствиях поступка (физический, материальный или "моральный" ущерб) способны парализовать активность человека как раз в тот момент, когда долг обязывает действовать быстро, решительно, хладнокровно. В такие моменты и включается механизм мужества-доблести, он призван подавить инстинкт самосохранения, открыть дорогу нравственно-оправданным действиям. Говорят: Уисынуми еIуб -"Зная, что обожжешься, все равно хлебни"; Жыжьэ плъэм и адэ илъ ищIэжыркъым - "Смотрящий далеко вперед не отомстит за кровь отца". Подчеркивается, что есть ситуации, в которых не рекомендуется долго размышлять, взвешивать все "за" и "против" поступка, предписанного этикой. Но это не значит, что нужно действовать безрассудно. Мужественный человек рискует благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В острой, драматичной форме отображается эта мысль в императивах: Псэр тыи напэр къащтэ - "Жизнь отдай и возьми честь". Нэр тыи напэр щэху - букв.: "Глаза отдай и оставь честь". Они побуждают к нравственным действиям в условиях опасности, когда в борьбу между собой вступают страх смерти и страх бесчестья. Очень ярко такая коллизия представлена в одной из адыгских героических песен:

        ДыIуохьэри - даукI,         ДыIуокIри -дауб         Вступим в бой - погибнем,         Отступим - покроем себя позором.         В таких случаях мужество-доблесть выбирает первое - гибель и честь и отвергает второе - жизнь и бесчестье. Воинское мужество поддерживается силой общественного мнения, сознанием позора, который ожидает человека, дрогнувшего в бою. Нравственной пружиной доблести является часто страх, но не животный, инстинктивный, а этический, то есть "страх-стыд" или боязнь "потерять лицо", лишиться уважения и самоуважения.

        Это относится в равной степени и к другой форме доблести, именуемой гражданским мужеством. Оно связано главным образом со сферой социального общения, с открытым, смелым и эффективным воздействием на людей, с умением высказать свою точку зрения на те или иные важные проблемы, предложить свои пути их разрешения. Это большая ответственность, которую не каждый сможет и вправе на себя взять. Но тот, кто успешно справляется с такой задачей, вызывает уважение как доблестный человек - хахуэ.

        Иными словами, доблесть тесно связана с мужеством социальной активности, с умением быть впереди, решительно и смело вмешиваясь в ход общественных дел. В этом качестве слово "хахуэ" применяется часто и к женщинам. Поэтому в числе стандартных пожеланий по случаю рождения девочки имеется и такое: Къытеплъэр къехъуапсэу, хъыджэбз хахуэ тхьэм ищI - "Чтобы обликом ее восхищались, девушкой доблестной Бог ее пусть сделает". Обычно доблестной называют инициативную, предприимчивую женщину, выполняющую с успехом какие-либо важные общественные функции.