6.4. Доблесть - хахуагъэ
Прежде всего это активность, способность действовать, побеждая робость и страх. Сложилось мнение, что именно доблесть выводит человека из состояния аморального покоя, оцепенения, ступора, ср.: Пабжьэм хэсыр лIыгъэм къыхеху - "Мужество (доблесть) гонит человека из укрытия". Причем доблесть - это сложное, широкое понятие, включающее, помимо воинского мужества и отваги, гражданское мужество и интеллектуальную смелость, что открывает поле для индивидуальных различий, когда, к примеру, человек обладает ярко выраженной воинской доблестью и в гораздо меньшей степени гражданским мужеством.
Своеобразна логика доблестных поступков. Обычно это острая, кратковременная активность, актуальная в моменты опасности, неопределенности, когда достижение нравственной цели связано с известным риском и невозможно без преодоления серьезных внешних и внутренних препятствий, без борьбы мотивов и психологической мобилизации. Хахуагъэ - победа человека над обстоятельствами и над самим собой.
Известно, что представления о возможных негативных следствиях поступка (физический, материальный или "моральный" ущерб) способны парализовать активность человека как раз в тот момент, когда долг обязывает действовать быстро, решительно, хладнокровно. В такие моменты и включается механизм мужества-доблести, он призван подавить инстинкт самосохранения, открыть дорогу нравственно-оправданным действиям. Говорят: Уисынуми еIуб -"Зная, что обожжешься, все равно хлебни"; Жыжьэ плъэм и адэ илъ ищIэжыркъым - "Смотрящий далеко вперед не отомстит за кровь отца". Подчеркивается, что есть ситуации, в которых не рекомендуется долго размышлять, взвешивать все "за" и "против" поступка, предписанного этикой. Но это не значит, что нужно действовать безрассудно. Мужественный человек рискует благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В острой, драматичной форме отображается эта мысль в императивах: Псэр тыи напэр къащтэ - "Жизнь отдай и возьми честь". Нэр тыи напэр щэху - букв.: "Глаза отдай и оставь честь". Они побуждают к нравственным действиям в условиях опасности, когда в борьбу между собой вступают страх смерти и страх бесчестья. Очень ярко такая коллизия представлена в одной из адыгских героических песен:
ДыIуохьэри - даукI, ДыIуокIри -дауб Вступим в бой - погибнем, Отступим - покроем себя позором. В таких случаях мужество-доблесть выбирает первое - гибель и честь и отвергает второе - жизнь и бесчестье. Воинское мужество поддерживается силой общественного мнения, сознанием позора, который ожидает человека, дрогнувшего в бою. Нравственной пружиной доблести является часто страх, но не животный, инстинктивный, а этический, то есть "страх-стыд" или боязнь "потерять лицо", лишиться уважения и самоуважения.
Это относится в равной степени и к другой форме доблести, именуемой гражданским мужеством. Оно связано главным образом со сферой социального общения, с открытым, смелым и эффективным воздействием на людей, с умением высказать свою точку зрения на те или иные важные проблемы, предложить свои пути их разрешения. Это большая ответственность, которую не каждый сможет и вправе на себя взять. Но тот, кто успешно справляется с такой задачей, вызывает уважение как доблестный человек - хахуэ.
Иными словами, доблесть тесно связана с мужеством социальной активности, с умением быть впереди, решительно и смело вмешиваясь в ход общественных дел. В этом качестве слово "хахуэ" применяется часто и к женщинам. Поэтому в числе стандартных пожеланий по случаю рождения девочки имеется и такое: Къытеплъэр къехъуапсэу, хъыджэбз хахуэ тхьэм ищI - "Чтобы обликом ее восхищались, девушкой доблестной Бог ее пусть сделает". Обычно доблестной называют инициативную, предприимчивую женщину, выполняющую с успехом какие-либо важные общественные функции.
- Бгажноков б.Х. «Адыгская этика» Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Реальность адыгской этики и этическая антропология
- 1.1. Адыгство как компонент традиционной соционормативной культуры
- 1.2. Этнический кризис и габитус адыгства
- 1.3. Материал, методика и методология исследования адыгской этики
- 1.4. Адыгство в свете принципов этической антропологии
- Глава 2. Адыгская этика как система
- 2.1. Адыгство и жизненный мир личности
- 2.2. Пять постоянств адыгской этики
- 2.3. Системные связи моральных принципов
- 2.4. Общеадыгская и рыцарская этика. Уэркъыгъэ
- 2.5. Организационное единство адыгагъэ и адыгэ хабзэ
- 2.6. Типология адыгства. Адыгагъэ и апсуара
- 2.7. Кризис традиционной соционормативной культуры
- Глава 3. Человечность - цIыхугъэ
- 3.1. Природа и долг человечности. Категория "хьэтыр"
- 3.2. Идея благотворенияи спасения души - псапэ
- 3.3. Эмпатия - гущiэгъу
- 3.4. Нравственное внимание - гулъытэ
- 3.5. Нравственное воспоминание - гукъэкi
- 3.6. Благодарность - фiыщiэ
- Глава 4. Почтительность - нэмыс
- 4.1. Природа и функции адыгской почтительности
- 4.2. Адыгский этикет - адыгэ щэнхабзэ
- 4.3. Этический иммунитет личности - цiыхум и нэмыс
- 4.4. Антитеза этикетной и неэтикетной личности
- 4.5. Диалектика уважения и самоуважения
- Глава 5. Разум - акъыл
- 5.1. Нравственная ориентация ума
- 5.2. "Искусство находиться среди людей" - цiыху хэтыкiэ
- 5.3. Социализация разумности
- 5.4. Нравственное понимание - зэхэщiыкi
- 5.5. Правильная самооценка и долг благоразумия
- 5.6. Чувство меры - мардэ
- 5.7. Антитеза разумности и неразумности
- Глава 6. Мужество - лъыгъэ
- 6.1. Нравственный пафос мужества
- 6.2. Естественные и культурные детерминанты мужества
- 6.3. Виды мужества
- 6.4. Доблесть - хахуагъэ
- 6.5. Стойкость - къамыланджэ
- 6.6. Толерантность - тэмакъ кiыхьагъэ
- 6.7. Мужество-благородство - лiыфiыгъэ
- Глава 7. Честь, совесть, репутация - напэ
- 7.1. Общие представления о чести
- 7.2. Психология и психофизиогномика чести и стыда
- 7.3. Понятие о непристойном и пристойном - емыкiу, екiу
- 7.4. Этический страх - шынэ-укiытэ
- 7.5. "Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности
- Глава 8. Социальное распределение адыгства
- 8.1. Формирование базовой личности
- 8.2. Этика как доминирующая тема адыгской цивилизации
- 8.3. Абсолютная ценность и религиозный статус адыгства
- 8.4. Адыгство в динамике конструирования социальной реальности
- 8.5. Объективация и легитимизация адыгской этики