logo
Bgazhnokov_B_H_-_Adygskaya_etika-1

7.3. Понятие о непристойном и пристойном - емыкiу, екiу

        ЕмыкIу - общее выражение непристойного, неприличного, неуместного в поведении. Так оценивают бранные слова, громкий смех, развязную позу или походку, неопрятность в одежде, прожорливость, жадность, болтливость и т. д. Слово емыкIу используется широко и разнообразно, ср.: ар емыкIущ - букв.: "это емыкIу", то есть "это бестактно, стыдно"; емыкIу умыщIэ - "не поступай бестактно". Как осуждение конкретного действия, движения или поступка звучит фраза емыкIу къэпхьащ, означающая: "ты осрамился" или "ты поступил непристойно, покрыл себя позором".

        Противоположное значение имеет термин екIу - "пристойный", "приличный", "тактичный", "гармоничный". Он охватывает все многообразие нравственно полноценных действий, служит отображением правильной ориентировки в условиях ситуации и правильного, нравственно оправданного выбора средств и приемов поведения. В паре со словом езэгъ - "подходящий", "приемлемый" термин екIу образует дуплетную форму - екIурэ-езэгъу. Таким выражением пользуются, когда хотят подчеркнуть, что действие исполнено идеально.

        Антитеза екIу-емыкIу охватывает всю сферу, всю многоцветную палитру приличного и неприличного, морального и аморального. Однако на деле нужен большой жизненный опыт, позволяющий определить, что именно в реальной жизни и в конкретной ситуации подпадает под эти понятия. Поэтому советуют: ЕкIумрэ емыкIумрэ зэвгъащIэ - "Стремитесь узнать, что прилично и что неприлично"; ЕкIумрэ емыкIумрэ зэхэфцIыхукIыу зевгъасэ - "Овладевайте умением отличать приличное (пристойное) от неприличного (непристойного)".

        В таких случаях правильная ориентировка предполагает кроме интеллекта и определенное эстетическое чутье - ощущение гармонии с самим собой и с окружением. Человек обязан знать, насколько органично вписывается он в ситуацию, насколько уместны его слова, жесты, позы, взгляд, улыбка, смех, интонация, детали одежды, прическа, походка. Все это должно отвечать представлениям о пристойном, а следовательно, о красивом, уместном, гармоничном - екIу. В адыгской культурной традиции эстетика поведения прямо связана с понятиями о приличии.

        Но значение данной категории еще шире. В сущности, это выражение универсальных представлений о красоте и гармонии. Отсюда производный от слова екIу термин зэкIуж, используемый для обозначения эстетической конгруэнтности. Он уместен и в применении к человеку - для указания на его совершенство, на взаимное соответствие приятного внешнего облика, приличного поведения, богатого духовно-нравственного содержания, ср.: цIыху зэкIуж - "гармоничная личность". Человек призван соответствовать красоте и гармонии окружающего мира. Даже в тех случаях, когда он не нарушает каких-либо важных моральных правил, а всего лишь невпопад или некстати говорит, смеется, жестикулирует, встает, садится и т. д., - это вызывает негативные реакции. Поэтому вводится смягченная оценка подобных отклонений, с акцентом на их эстетической ущербности - екIукъым, езэгъкъым. Они используются в знaчении "не гармонируют", "не украшают", "не отвечают условиям ситуации".

        Вообще в антитезе екIу - емыкIу центром тяжести, своего рода эстетико-этической доминантой, является категория "емыкIу". В самом деле, категории "екIу", "езэгъ" охватывают главным образом обычные формы поведения, не выпадающие из привычного хода или течения социальной жизни и составляющие своего рода общую картину повседневности. На этом фоне резко выделяются бестактные, неуместные, действия - емыкIу, емызэгъ. Не случайно, прежде чем исполнить то или иное действие, часто советуются: Мыпхуэдэу сщIым емыкIу хэлъ? - "Прилично ли будет поступить таким образом?" В большом ходу просьба: ЕмыкIу сыкъумыщI - "Не посчитай за бестактность". Это куртуазный жест, реакция человека воспитанного, который уважает собеседника и сам себе знает цену. Нечто подобное наблюдается в ситуациях, когда в ответ на извинения человека говорят: Умыгузавэ емыкIу лъэпкъ сщIыркъым - "Не беспокойся, я не вижу в этом и малой доли емыкIу". Тем самым дают знать, что хорошо понимают ситуацию, входят в положение человека, не осуждают или прощают его.

        Все это свидетельствует еще и о том, что представления о приличном и неприличном являются важным компонентом глубинных структур сознания и самосознания. Если в ходе рефлексии человек отмечает с тревогой или с досадой: ЕмыкIу къэсхьащ - "Навлек на себя позор (емыкIу)", это не что иное, как голос совести, реакция на испытываемый человеком стыд.