5.6. Чувство меры - мардэ
Высокая степень самовнимания и самокритичности, как мы убедились, связана с желанием правильно оценить обстановку, точно определить свои возможности и место в системе жизненных связей и отношений. В итоге все сводится к страху нарушить меру, оказаться в смешном, в глупом, неудобном положении. Est modus in rebus, - говорили в связи с этим древние римляне. Мардэ зимыIэ щыIэркъым - "Нет ничего, что не имело бы меры", - говорят по тому же поводу адыги. Мардэ - это моральный принцип и этическая категория, соотносимая с рассудительностью, здравым смыслом, чувством меры.
Неразумным считается как избыток того или иного качества, так и недостаток. Чувство меры, подчеркивал еще Аристотель, необходимо даже в проявлении положительных свойств (Аристотель 1983: 145-171). К примеру, избыток мужества может обернуться безрассудством, щедрость - расточительством, вежливость - лестью и угодничеством. Обобщая опыт такого рода, адыги говорят: Ебгъэлейм - къыреху - "Превысишь меру - прорвет"; Хъушхъуэри ебгъэлеймэ шхъухьщ - "В дозах, превышающих меру, и лекарство яд". Тема негативных последствий чрезмерности разрабатывается и в целом ряде специальных суждений, ср.: Бгъэр куэдрэ уэмэ и дамэр мэкъутэ - "Драчливый орел ломает крыло"; Ущымытхъущэ, пхуэубыжынкъым - "Не перехваливай, закроешь путь для критики". Естественным образом возникает здесь некоторое ощущение страха - нарушение меры предстает в сознании как реальная угроза устоям бытия. Отсюда отображение хаоса и деструкции в виде оценочного суждения: Марди щапхъи иIэркъым - "Не имеет ни аналога, ни меры".
Чрезвычайно популярна связанная с чувством меры идея срединного пути, ср.: Япи уимыщ, икIи зыкъумыгъанэ - "Не рвись вперед и позади не оставайся": Шу паши, шу кIаси зумыщI - "Не стремись быть первым наездником и последним не оставайся".
Неразумным считают стремление быть на виду, желание любой ценой превзойти, опередить других. Подчеркивают, что нужно спокойно заниматься своим делом, исполнять свой долг, не требуя внимания, признания, наград. Это общее правило. Когда же возникает сложная, опасная, экстремальная ситуация, необходимо быть в первых рядах группы, проявляя мужество, стойкость, принципиальность. Но в любом случае не нужно зазнаваться. Уважения заслуживает тот, кто остается самим собой, несмотря на изменения в биографии, в статусе, в карьере.
Отклонение от принципа золотой середины усматривают во всем, что нарушает этически и эстетически выдержанное равновесие социальных практик, будь то излишняя категоричность или самоуверенность, любопытство или настойчивость, одежда ярких тонов или развязная походка, громкая речь или смех... Сюда же следует отнести нарушения правильной последовательности в череде событий. Осуждают поспешность, нетерпеливость, стремление опередить события. Говорят: Чэзу зимыIэ щыIэркъым -"Всему свой черед". Это призыв к этической рационализации времени, заявка на свободу от суетности бытия. Понятие "мардэ" тесно связано с представлениями о рассудительности, хорошем вкусе, изяществе манер.
- Бгажноков б.Х. «Адыгская этика» Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Реальность адыгской этики и этическая антропология
- 1.1. Адыгство как компонент традиционной соционормативной культуры
- 1.2. Этнический кризис и габитус адыгства
- 1.3. Материал, методика и методология исследования адыгской этики
- 1.4. Адыгство в свете принципов этической антропологии
- Глава 2. Адыгская этика как система
- 2.1. Адыгство и жизненный мир личности
- 2.2. Пять постоянств адыгской этики
- 2.3. Системные связи моральных принципов
- 2.4. Общеадыгская и рыцарская этика. Уэркъыгъэ
- 2.5. Организационное единство адыгагъэ и адыгэ хабзэ
- 2.6. Типология адыгства. Адыгагъэ и апсуара
- 2.7. Кризис традиционной соционормативной культуры
- Глава 3. Человечность - цIыхугъэ
- 3.1. Природа и долг человечности. Категория "хьэтыр"
- 3.2. Идея благотворенияи спасения души - псапэ
- 3.3. Эмпатия - гущiэгъу
- 3.4. Нравственное внимание - гулъытэ
- 3.5. Нравственное воспоминание - гукъэкi
- 3.6. Благодарность - фiыщiэ
- Глава 4. Почтительность - нэмыс
- 4.1. Природа и функции адыгской почтительности
- 4.2. Адыгский этикет - адыгэ щэнхабзэ
- 4.3. Этический иммунитет личности - цiыхум и нэмыс
- 4.4. Антитеза этикетной и неэтикетной личности
- 4.5. Диалектика уважения и самоуважения
- Глава 5. Разум - акъыл
- 5.1. Нравственная ориентация ума
- 5.2. "Искусство находиться среди людей" - цiыху хэтыкiэ
- 5.3. Социализация разумности
- 5.4. Нравственное понимание - зэхэщiыкi
- 5.5. Правильная самооценка и долг благоразумия
- 5.6. Чувство меры - мардэ
- 5.7. Антитеза разумности и неразумности
- Глава 6. Мужество - лъыгъэ
- 6.1. Нравственный пафос мужества
- 6.2. Естественные и культурные детерминанты мужества
- 6.3. Виды мужества
- 6.4. Доблесть - хахуагъэ
- 6.5. Стойкость - къамыланджэ
- 6.6. Толерантность - тэмакъ кiыхьагъэ
- 6.7. Мужество-благородство - лiыфiыгъэ
- Глава 7. Честь, совесть, репутация - напэ
- 7.1. Общие представления о чести
- 7.2. Психология и психофизиогномика чести и стыда
- 7.3. Понятие о непристойном и пристойном - емыкiу, екiу
- 7.4. Этический страх - шынэ-укiытэ
- 7.5. "Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности
- Глава 8. Социальное распределение адыгства
- 8.1. Формирование базовой личности
- 8.2. Этика как доминирующая тема адыгской цивилизации
- 8.3. Абсолютная ценность и религиозный статус адыгства
- 8.4. Адыгство в динамике конструирования социальной реальности
- 8.5. Объективация и легитимизация адыгской этики