6.6. Толерантность - тэмакъ кiыхьагъэ
Толерантность - антипод импульсивности, способность не раздражаясь, не гневаясь оценивать и переносить неприятные, недружелюбные, порой оскорбительные воздействия. В общении с людьми необходимо, несмотря ни на что, оставаться спокойным, почтительным, даже кротким. Иногда это требует больших усилий воли, поэтому в адыгской культурной традиции толерантность предстает как мужество самой высокой пробы, и прежде всего как способность победить в гневе свой язык.
Термин "тэмакъ кIыхь" - букв.: "длинное горло" как нельзя лучше отвечает такому содержанию. Принято думать, что сильные эмоции возникают в животе, в груди, а затем, проникая в мозг, дают о себе знать в виде плохо контролируемых действий. Если этот путь длинный, то эмоции гнева успевают затихнуть, не обнаруживая себя. В противном случае выходят наружу в виде реакций, идущих вразрез с правилами приличия (бранные слова, рукоприкладство и т. д.). В прямой связи с этими представлениями находится метонимическое обозначение раздражительного, вспыльчивого человека: тэмакъ кIэщI - букв.: "короткое горло".
Ранее мы говорили о терпении - шыIэ, связывая это качество со способностью отказаться от некоторых (неприличных, неуместных) действий, диктуемых витальными потребностями. В случае с толерантностью правильнее говорить о терпимости, сдержанности, снисходительности. Это несколько иная форма самоконтроля и самоорганизации личности. Тэмакъ кIыхьагъэ противостоит не импульсам витальных потребностей, а негативным, бурным реакциям субъекта на возмущающие, раздражающие действия и поступки других людей. В таких случаях следует помнить не только о необходимости сохранять спокойствие как таковое, но и об обязанности прощать людей за их ошибки, заблуждения, неточности, за неосторожные или неуместные действия или слова. Нужно быть снисходительным, сохранять определенный минимум доброго и почтительного отношения к окружающим. При этом решающее значение имеют представления об этическом иммунитете личности - цIыхум и нэмыс. Переступив обозначенные данной категорией границы, человек может выйти из равновесия, сказать или сделать что-либо несовместимое с нормами морали, что чревато неприятными последствиями. Несдержанность в словах, в поступках - источник многих бед и несчастий, серьезный дефект характера.
К толерантности приучают с детства. Разъясняя преимущества данного качества, говорят: Щэным я нэхъ IэфIыр тэмакъ кIыхьщ - "Из всех добродетелей самая лучшая - сдержанность"; У тэмакъ кIыхьын нэхърэ нэхъ нэсып сыт щыIэ - "Что может сравниться со счастьем быть сдержанным в гневе"; ЩхьэкIуэ зышхыр щхьэ шхыгъуэ йохуэж - "Умеющий сдержать гнев (проглотить обиду) доживает до старости". Воспитание в этом духе способствует формированию таких качеств, как спокойствие, терпимость, невозмутимость. Не зря на толерантность, как на примечательное и во многом неожиданное качество адыгского характера, указывали бытописатели Черкесии. Их удивляло, что в стране, где каждый мужчина вооружен, царит непривычный покой и порядок, а ссоры, стычки, кровавые столкновения крайне редки (См.: Longworth 1840: 240). В адыгской культурной традиции толерантность - мужественная доброта и большая внутренняя культура, лежащая в основе этической рационализации мира.
Вспомним в этой связи о правилах, которые предусматривал адыгский этикет в отношении враждующих сторон. В общественных местах даже кровные враги вели себя спокойно, стараясь не привлекать к себе внимание. Исключались брань, рукоприкладство и даже разговор на повышенных тонах; противники держались так, словно между ними ничего не произошло, а в отдельных случаях оказывали друг другу различные услуги (Хан-Гирей 1978: 297). Ф. Торнау дополняет эти сведения: "Если обидчик случайно встретит обиженного, то он не должен первый нападать, а вправе только обороняться. В поле он должен уступать ему дорогу, в доме у постороннего тотчас уходить, когда вошел обиженный" (Торнау 1864: 40).
В известных со времен средневековья традициях "честного состязания" и "благородной игры" (Huizinga 1949: 104-105) были выдержаны правила сражений, поединков, войн. Дуэлянты воздерживались от оскорблений, более того - обменивались всевозможными любезностями, к примеру, предлагали противнику нанести удар первым, приводя доводы типа: "Ты старше, и потому право первого удара за тобой"; "Ты гость в наших краях, бей первым"; "Я первым вызвал тебя на дуэль, поэтому теперь твой черед, начинай". Так же строились отношения черкесов с внешними врагами и политическими соперниками, о чем свидетельствуют ход и психологическая динамика столетней войны с Россией.
В настоящее время традиционная терпимость, уступчивость и сдержанность служат залогом мира и стабильности в адыгском обществе и в целом в регионе Центрального и Западного Кавказа. Идея общего блага и философия толерантности были и остаются неотъемлемой частью политической культуры кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Однако культура мира, и в частности терпимость как разновидность мужества (в том числе - политического), не имеет ничего общего с равнодушием, слабостью духа или позорным смирением. Толерантность может быть и репрессивной, "консервирующей status quo неравенства и дискриминации" (Marcuse 1971: 136). Поэтому и в быту, и в практике более широких социальных и политических связей и отношений адыгская этика обязывает отличать нравственно оправданную терпимость от терпения, граничащего с трусостью, малодушием, рабской покорностью.
- Бгажноков б.Х. «Адыгская этика» Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Реальность адыгской этики и этическая антропология
- 1.1. Адыгство как компонент традиционной соционормативной культуры
- 1.2. Этнический кризис и габитус адыгства
- 1.3. Материал, методика и методология исследования адыгской этики
- 1.4. Адыгство в свете принципов этической антропологии
- Глава 2. Адыгская этика как система
- 2.1. Адыгство и жизненный мир личности
- 2.2. Пять постоянств адыгской этики
- 2.3. Системные связи моральных принципов
- 2.4. Общеадыгская и рыцарская этика. Уэркъыгъэ
- 2.5. Организационное единство адыгагъэ и адыгэ хабзэ
- 2.6. Типология адыгства. Адыгагъэ и апсуара
- 2.7. Кризис традиционной соционормативной культуры
- Глава 3. Человечность - цIыхугъэ
- 3.1. Природа и долг человечности. Категория "хьэтыр"
- 3.2. Идея благотворенияи спасения души - псапэ
- 3.3. Эмпатия - гущiэгъу
- 3.4. Нравственное внимание - гулъытэ
- 3.5. Нравственное воспоминание - гукъэкi
- 3.6. Благодарность - фiыщiэ
- Глава 4. Почтительность - нэмыс
- 4.1. Природа и функции адыгской почтительности
- 4.2. Адыгский этикет - адыгэ щэнхабзэ
- 4.3. Этический иммунитет личности - цiыхум и нэмыс
- 4.4. Антитеза этикетной и неэтикетной личности
- 4.5. Диалектика уважения и самоуважения
- Глава 5. Разум - акъыл
- 5.1. Нравственная ориентация ума
- 5.2. "Искусство находиться среди людей" - цiыху хэтыкiэ
- 5.3. Социализация разумности
- 5.4. Нравственное понимание - зэхэщiыкi
- 5.5. Правильная самооценка и долг благоразумия
- 5.6. Чувство меры - мардэ
- 5.7. Антитеза разумности и неразумности
- Глава 6. Мужество - лъыгъэ
- 6.1. Нравственный пафос мужества
- 6.2. Естественные и культурные детерминанты мужества
- 6.3. Виды мужества
- 6.4. Доблесть - хахуагъэ
- 6.5. Стойкость - къамыланджэ
- 6.6. Толерантность - тэмакъ кiыхьагъэ
- 6.7. Мужество-благородство - лiыфiыгъэ
- Глава 7. Честь, совесть, репутация - напэ
- 7.1. Общие представления о чести
- 7.2. Психология и психофизиогномика чести и стыда
- 7.3. Понятие о непристойном и пристойном - емыкiу, екiу
- 7.4. Этический страх - шынэ-укiытэ
- 7.5. "Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности
- Глава 8. Социальное распределение адыгства
- 8.1. Формирование базовой личности
- 8.2. Этика как доминирующая тема адыгской цивилизации
- 8.3. Абсолютная ценность и религиозный статус адыгства
- 8.4. Адыгство в динамике конструирования социальной реальности
- 8.5. Объективация и легитимизация адыгской этики