5.1. Нравственная ориентация ума
Слово "акъыл" - наиболее общее обозначение умственной культуры личности и общества, система принципов, умений, навыков нравственно аргументированного мышления.
Показательно, что с разумом, интеллектом связывают жизненный мир и духовную перспективу личности - цIыхум и дуней. Одновременно в терминах умственного пространства и горизонта оценивают и объясняют индивидуальные различия между людьми, ср.: Щхьэж и акъыл и дунейщ - "Каков разум, таков и жизненный мир"; Акъыл зэрыз зимыIэ щыIэркъым -"У каждого свой (особенный) разум". Термин "акъыл" применяется здесь в значении, близком к понятиям "нрав", "ментальность", "картина мира" и легко заменяется словом "хьэлщэн" - букв.: "характер-нрав". Подчеркивается, что люди не могут быть и не бывают умны одинаково; у всех свой багаж знаний и опыта, свой, особенный взгляд на жизнь.
Однако ничто не освобождает от необходимости или долга благоразумия и рассудительности. Ум, игнорирующий моральный опыт, ограничен, не способен отделить доброе от злого, приличное от неприличного, правильное от ошибочного. Отсюда суждения типа: Акъылыр къалэмкъым - "Разум не сводится к грамоте"; Еджа щхьэкIэ япщэжакъым - "Выучился, но разумным не стал". Строго говоря, разумным (акъылыфIэ) может быть признан лишь человек с ярко выраженной социальной, нравственной ориентацией ума.
Поведение неразумных - акъылыншэ дезорганизует групповую деятельность, они не умеют сохранять и поддерживать добрые и ровные отношения с друзьями, родственниками, сослуживцами. Напротив, разумность - акъылыфIагъэ сплачивает людей, создает психологическую базу для понимания и доверия, согласия и признания, взаимной выручки и поддержки. В таких случаях говорят: Я акъыл зэтехуащ - "Их взгляды (ментальности) совпали", а группе, приступающей к какой-либо сложной и длительной совместной деятельности, высказывают пожелание: Фи акъыл зы тхьэм ищI - "Единомышленниками Бог вас да сделает". Речь идет, конечно, не о тождестве способностей, навыков, знаний, а об их удачном, рациональном распределении и совмещении, а главное - о желаемом сходстве в структуре нравственного разума, во взглядах на фундаментальные моральные ценности, на такие, в частности, как добро и зло, благородство и подлость, мужество и трусость, благодарность и неблагодарность.
Даже при большом совпадении целей, задач, знаний различия в структуре нравственного разума становятся серьезной помехой для взаимопонимания и сотрудничества. Поэтому адыгство обязывает искать и находить в контактах с людьми этически выверенный общий язык и поле взаимных интересов. Тот, кто не справляется с подобной задачей, считается недостаточно разумным, и потому говорят: Узыхэтым уадемыкIумэ, уи унэ умыкIуэж - "Если не можешь поладить с группой, в которой находишься, то и в дом не возвращайся". Нужен поиск адекватной социальной идентичности, который связан неизбежно с нравственными исканиями и этической рационализацией жизненного мира.
Очевидна, таким образом, практическая значимость и направленность разума. Разумный человек адекватно оценивает себя и правильно, этически грамотно реагирует на внешние воздействия. Говорят: ГъащIэр зэтезыIыгъэр акъылщ - "Жизнь (мир) держится на разуме". Разум устанавливает и поддерживает социальный порядок, направляет и корректирует действия людей, выполняет роль нравственно-интеллектуальной цензуры поведения.
- Бгажноков б.Х. «Адыгская этика» Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Реальность адыгской этики и этическая антропология
- 1.1. Адыгство как компонент традиционной соционормативной культуры
- 1.2. Этнический кризис и габитус адыгства
- 1.3. Материал, методика и методология исследования адыгской этики
- 1.4. Адыгство в свете принципов этической антропологии
- Глава 2. Адыгская этика как система
- 2.1. Адыгство и жизненный мир личности
- 2.2. Пять постоянств адыгской этики
- 2.3. Системные связи моральных принципов
- 2.4. Общеадыгская и рыцарская этика. Уэркъыгъэ
- 2.5. Организационное единство адыгагъэ и адыгэ хабзэ
- 2.6. Типология адыгства. Адыгагъэ и апсуара
- 2.7. Кризис традиционной соционормативной культуры
- Глава 3. Человечность - цIыхугъэ
- 3.1. Природа и долг человечности. Категория "хьэтыр"
- 3.2. Идея благотворенияи спасения души - псапэ
- 3.3. Эмпатия - гущiэгъу
- 3.4. Нравственное внимание - гулъытэ
- 3.5. Нравственное воспоминание - гукъэкi
- 3.6. Благодарность - фiыщiэ
- Глава 4. Почтительность - нэмыс
- 4.1. Природа и функции адыгской почтительности
- 4.2. Адыгский этикет - адыгэ щэнхабзэ
- 4.3. Этический иммунитет личности - цiыхум и нэмыс
- 4.4. Антитеза этикетной и неэтикетной личности
- 4.5. Диалектика уважения и самоуважения
- Глава 5. Разум - акъыл
- 5.1. Нравственная ориентация ума
- 5.2. "Искусство находиться среди людей" - цiыху хэтыкiэ
- 5.3. Социализация разумности
- 5.4. Нравственное понимание - зэхэщiыкi
- 5.5. Правильная самооценка и долг благоразумия
- 5.6. Чувство меры - мардэ
- 5.7. Антитеза разумности и неразумности
- Глава 6. Мужество - лъыгъэ
- 6.1. Нравственный пафос мужества
- 6.2. Естественные и культурные детерминанты мужества
- 6.3. Виды мужества
- 6.4. Доблесть - хахуагъэ
- 6.5. Стойкость - къамыланджэ
- 6.6. Толерантность - тэмакъ кiыхьагъэ
- 6.7. Мужество-благородство - лiыфiыгъэ
- Глава 7. Честь, совесть, репутация - напэ
- 7.1. Общие представления о чести
- 7.2. Психология и психофизиогномика чести и стыда
- 7.3. Понятие о непристойном и пристойном - емыкiу, екiу
- 7.4. Этический страх - шынэ-укiытэ
- 7.5. "Лицо" в контексте представлений о моральной идентичности
- Глава 8. Социальное распределение адыгства
- 8.1. Формирование базовой личности
- 8.2. Этика как доминирующая тема адыгской цивилизации
- 8.3. Абсолютная ценность и религиозный статус адыгства
- 8.4. Адыгство в динамике конструирования социальной реальности
- 8.5. Объективация и легитимизация адыгской этики