logo
Bgazhnokov_B_H_-_Adygskaya_etika-1

3.4. Нравственное внимание - гулъытэ

        В отличие от внимания в обычном смысле слова, нравственное внимание связано главным образом с характером личности и в гораздо меньшей степени с какими-либо физиологическими процессами и механизмами. Строго говоря, гулъытэ - особая форма любознательности или пытливости, способность выявить, распознать переживания или состояния человека и по-доброму, по-человечески отреагировать на них. К проявлениям нравственного внимания относятся расспросы о здоровье, поздравления с радостным событием, соболезнования, всякого рода предупредительные жесты, движения, действия, исполняемые в интересах партнера по общению. Во всех случаях это забота о других людях, приятное и лестное для них свидетельство их значимости в глазах окружающих.

        Хочу в этой связи подчеркнуть, что есть тонкое различие между процессами нравственного внимания и их проявлениями в действиях и поступках. В строго психологическом смысле гулъытэ - это нравственно мотивированное сосредоточение сознания на переживаниях другого человека с целью их выделения из суммы иных, обычно более сильных, раздражителей. Превращаясь в привычку, в постоянно действующий механизм контроля ситуации, такая установка манифестирует особое отношение к людям и в целом к жизни - не только внимательное, расчетливое, но и участливое. Отсюда, собственно, термин гулъытэ - букв.: "сердечный расчет или учет".

        По своему внутреннему содержанию это устойчивый этический интерес, получивший в психологии и психиатрии название позитивного внимания (Rogers 1959). Каждый человек нуждается в таком внимании со стороны окружающих; все хотят, чтобы их любили, принимали в расчет их чувства, желания, мечты. Категория "гулъытэ", стало быть, - выражение способности и необходимости удовлетворять потребность людей в нравственном внимании, создавать для других определенный психологический уют. Поэтому она предстает в виде одного из наиболее важных моральных качеств личности, и отсюда разного рода оценочные понятия: гулъытэ зиIэ - "внимательный", "чуткий", "душевный", гулытэшхуэ зыхэлъ - "внимательнейший", "сверхчуткий", гулъытэншэ - "лишенный внимательности, чуткости, холодный, черствый человек" и т. п.

        Отсутствие позитивного внимания к людям воспринимается как недостаток не только нравственной, но и умственной культуры - акъылыншагъэ. Когда хотят сказать, что отсутствие этического интереса является врожденным пороком, используют слово гунэф - букв.: "слепое сердце". У человека со "слепым сердцем" нет чуткости, тонкости, проницательности.

        Из этого следует, что для нравственно ориентированного проникновения во внутренний мир человека требуется особого рода зоркость - "сердечная", или "душевная", подчиненная искреннему чувству любви, уважения, сострадания. Не зря говорят, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознает и выделяет радость или печаль другого человека именно сердце или душа, ср.: Нэр маплъэ, гум елъагъу - букв.: "Глаз смотрит, сердце видит (распознает)"; Нэ нэфым уфIэкIынт, гунэфыращ Iейр - букв.: "Не так страшна слепота глаз, как слепота сердца". Адыгская этика рекомендует жить и общаться с людьми, принимая близко к сердцу чужую боль, беду, печаль, радость, проявляя не холодный, не праздный, а "теплый" интерес к людям. Совершенно необходимым считается готовность и умение поставить себя на место другого человека, особенно в случаях, когда он находится в трудном положении, нуждается в помощи и поддержке. В таких случаях говорят: Уи щхьэ елъыт - "Представь себя на его месте"; Ар зыIут IэнатIэр уи нэгу къыщIэгъыхьэ - "Представь себе положение, в котором он находится". Тем самым этика оказывает регулирующее влияние на содержание и распределение общего внимания личности.

        Заметим в данной связи, что общее внимание человека - это сплав внешнего внимания, объектом которого является окружающий мир, и внутреннего - сосредоточенного на собственном Я. Ценность категории "гулъытэ" в том, что она переключает сознание на внешний мир, на состояния других людей - общая необходимость внимания трансформируется в этический интерес. Это задает определенный тон и определенное, этически выверенное направление внешнего внимания, способствует формированию особого типа личности - чуткого, тонко чувствующего переживания людей.