logo
Ответы на вопросы к зачёту по педагогике

21. Воспитание. Понятие, основные механизмы воспитания

На сегодняшний день воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

- Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

- Воспитание- это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-образовательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

- Воспитание - это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально- экономических условиях.

Термин «воспитательная система» предложен А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов. Специалисты объясняют появление феномена «воспитательная система» объективными причинами. «В современном интенсивно меняющемся мире … неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и дифференциация. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации.»(

Воспитание как деятельность, с одной стороны, является неотъемле­мой для взрослых людей функцией, а с другой, - функцией, вмененной обще­ством специально подготовленным профессионалам (педагогическое сооб­щество). В этом состоянии воспитание рассматривается как воспитание в уз­ком смысле слова, как педагогическое управленческое воздействие на разви­тие личности, которое тесно связано с процессами обучения. Однако, в отли­чие от этих процессов, в деятельности воспитания происходит дифференциа­ция систем ценностей: признание традиционных, выработка новых, компи­ляция различающихся и т.д.

Имеется большое количество классификаций воспитания. По содержа­нию: умственное (включая нравственное, эстетическое, правовое, экономи­ческое, экологическое и др.), трудовое, физическое (включая половое, поло-ролевое) воспитание. По институциональному признаку: семейное, религи­озное, социальное, дизеоциальное, коррекционное воспитание- По домини­рующему стилю отношений: авторитарное, свободное, демократическое вос­питание.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4