logo
Ответы на вопросы к зачёту по педагогике

Педагогическая теория Руссо

Педагогическая теория Руссо явилась острой и бурной реакцией женевского

гражданина на всю систему сословного феодального воспитания, пронизанного

идеями авторитаризма я клерикализма. Оценивая эту сторону педагогики Руссо,

Н.К.Крупская писала; "Своей страстной критикой современных ему методов

воспитания Руссо глубоко взволновал умы, осветил все убожество, всю

сослов­ную узость, неестественность тогдашнего воспитания? Кругом великий

демократ видел зло, рабство, угнетение. С гневом и воз­мущением пишет он:

"Вся наша мудрость состоит в рабских пред­рассудках, все наши обычаи - не что

иное, как подчинение, стеснение, принуждение. Человек - гражданин родится,

живет и умирает в рабстве".

Цепями рабства опутываются дети о самого раннего детства. Возраст веселья,

отмечает Руссо, проходит среди плача и наказа­ний, угроз и рабства. Такое

отношение к ребенку он называет варварский воспитанием. Соответственно с этим

подбираются такие способы воздействия на детей, которые не формируют, а

портят, развращают душ детей, разжигая в них зависть, ненависть, тщеславие,

жадность, страх, т.е. самые низменные страсти. Именно этими чертами

отличалось прежде всего иезуитское воспитание, занимавшее в те времена

господствующее положение не только в школах Франции, но и других стран.

Со свойственным Руссо остроумием и образностью в следующих словах

раскрывается им дух я сущность авторитарного феодального воспитания: "Ваш, во

всем подчиненный вечно поучающей власти, ничего не делает иначе, как по

приказу; он не смеет есть, когда голоден, смеяться, когда весел, плакать,

когда печален, не смеет подать одну руку вместо другой, не смеет передвинуть

ногу не так, как ему предписано; скоро он не посмеет и думать не по ва­шим

правилам. Для чего вы хотите, чтоб он думал, если вы о всем думаете за него?

Такой человек, принужденный с детства подчи­няться чужой воле, насилию, может

стать только рабом или тираном. Существующее воспитание, основанное на

принуждении, насилии, по мысли Руссо, противоречит естественному состоянию

человека, его природе, его свободному развитию. Следовательно, нам надо

выяс­нять вопрос о том, что же понимает Руссо под естественным чело­веком,

под природой вообще и, в частности, под природой ребенка, как он

рассматривает свободу. Из этих принципиальных положений вытекает вопрос о

сущности естественного, свободного воспитания, о характере взаимоотношений

воспитателя и воспитанника в педаго­гической теории Руссо.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4