Педагогическая теория Руссо
Педагогическая теория Руссо явилась острой и бурной реакцией женевского
гражданина на всю систему сословного феодального воспитания, пронизанного
идеями авторитаризма я клерикализма. Оценивая эту сторону педагогики Руссо,
Н.К.Крупская писала; "Своей страстной критикой современных ему методов
воспитания Руссо глубоко взволновал умы, осветил все убожество, всю
сословную узость, неестественность тогдашнего воспитания? Кругом великий
демократ видел зло, рабство, угнетение. С гневом и возмущением пишет он:
"Вся наша мудрость состоит в рабских предрассудках, все наши обычаи - не что
иное, как подчинение, стеснение, принуждение. Человек - гражданин родится,
живет и умирает в рабстве".
Цепями рабства опутываются дети о самого раннего детства. Возраст веселья,
отмечает Руссо, проходит среди плача и наказаний, угроз и рабства. Такое
отношение к ребенку он называет варварский воспитанием. Соответственно с этим
подбираются такие способы воздействия на детей, которые не формируют, а
портят, развращают душ детей, разжигая в них зависть, ненависть, тщеславие,
жадность, страх, т.е. самые низменные страсти. Именно этими чертами
отличалось прежде всего иезуитское воспитание, занимавшее в те времена
господствующее положение не только в школах Франции, но и других стран.
Со свойственным Руссо остроумием и образностью в следующих словах
раскрывается им дух я сущность авторитарного феодального воспитания: "Ваш, во
всем подчиненный вечно поучающей власти, ничего не делает иначе, как по
приказу; он не смеет есть, когда голоден, смеяться, когда весел, плакать,
когда печален, не смеет подать одну руку вместо другой, не смеет передвинуть
ногу не так, как ему предписано; скоро он не посмеет и думать не по вашим
правилам. Для чего вы хотите, чтоб он думал, если вы о всем думаете за него?
Такой человек, принужденный с детства подчиняться чужой воле, насилию, может
стать только рабом или тираном. Существующее воспитание, основанное на
принуждении, насилии, по мысли Руссо, противоречит естественному состоянию
человека, его природе, его свободному развитию. Следовательно, нам надо
выяснять вопрос о том, что же понимает Руссо под естественным человеком,
под природой вообще и, в частности, под природой ребенка, как он
рассматривает свободу. Из этих принципиальных положений вытекает вопрос о
сущности естественного, свободного воспитания, о характере взаимоотношений
воспитателя и воспитанника в педагогической теории Руссо.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы на вопросы к зачёту по педагогике.
- 1.Что изучает психология.
- 2.Психика. Определение и функции
- Основные функции психики
- 3. Предмет, задачи, значение педагогики.
- Общекультурное значение педагогики
- Общеобразовательное и практическое значение педагогики для родителей
- 4. Структура педагогики.
- Методологические основы педагогики
- (Общие основы педагогики)
- Система управления образованием (школоведение)
- Педагогические технологии (методики)
- Теория развития личности в учебно-воспитательном процессе
- 5. Отрасли педагогики. Педагогика сотрудничества
- 6.Основные проблемы педагогики в современных условиях.
- 7. Я. А Коменский. Его вклад в современную педагогику Роль я. А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 8. К.Д Ушинский как родоначальник отечественной научной педагогики.
- 5. Жизнь и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
- 6. Основные педагогические идеи Ушинского
- 7. Идея народности воспитания в педагогике к. Д. Ушинского
- 8. К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
- 9. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании
- 10. Учитель и его подготовка
- 11. Значение Ушинского в развитии педагогики
- 9. И.Г. Песталоцци
- 10. Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.
- Педагогическая теория Руссо
- Сущность естественного (свободного воспитания)
- Педагогические воззрения
- 2. Жизнь и педагогический путь
- 11. А.С Макаренко. Теория и практика воспитания
- 13. Принцип наглядности Принцип наглядности в дидактике
- 14, 15 Принцип последовательности и систематичности Принцип систематичности и последовательности
- Правила принципа систематичности и последовательности:
- 16. Принцип прочности усвоения знаний. Прочность Усвоения Знаний
- Принцип прочности знаний учащихся
- 17. Учёт возрастных особенностей учащихся.
- 18. Индивидуальные особенности
- 19. Основные категории педагогики
- Приемы и методы обучения, их классификация
- Традиционная классификация методов обучения включает:
- Понятие метода обучения
- Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 21. Воспитание. Понятие, основные механизмы воспитания
- Понятие «воспитание» в широком и узком значении
- 4. Заключение
- 22. Развитие. Понятие . Связь развития с обучением и воспитанием
- Развитие личности и его факторы
- Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
- 2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
- 2.2 Взаимосвязь развития и обучения
- Заключение
- 26. Убеждения, критика, поощрение, наказание.
- Оощрение и наказание детей
- Наказание детей — только по заслугам!
- Похвалите меня лучше всех!
- Каждому малышу — свой вид поощрений и наказаний
- 27. Появление педагогических знаний до 17 века. Воспитание и обучение в других науках.
- 28. Оформление педагогики в самостоятельную науку
- Роль я.А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 29. Развитие познавательных и когнитивных способностей ребёнка Развитие познавательных способностей ребенка