Основные функции психики
Согласно методологии психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.
1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:
• это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
• при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях); • психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека, со всеми присущими ему особенностями.
3. Человек как личность рассматривается в контексте его места в обществе, выполнения конкретной общественно-полезной деятельности. При этом он отличается от других индивидов только ему присущими индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.
Сегодня отечественная психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря общественной жизни и деятельности человека. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.
4. Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношения с ними.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы на вопросы к зачёту по педагогике.
- 1.Что изучает психология.
- 2.Психика. Определение и функции
- Основные функции психики
- 3. Предмет, задачи, значение педагогики.
- Общекультурное значение педагогики
- Общеобразовательное и практическое значение педагогики для родителей
- 4. Структура педагогики.
- Методологические основы педагогики
- (Общие основы педагогики)
- Система управления образованием (школоведение)
- Педагогические технологии (методики)
- Теория развития личности в учебно-воспитательном процессе
- 5. Отрасли педагогики. Педагогика сотрудничества
- 6.Основные проблемы педагогики в современных условиях.
- 7. Я. А Коменский. Его вклад в современную педагогику Роль я. А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 8. К.Д Ушинский как родоначальник отечественной научной педагогики.
- 5. Жизнь и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
- 6. Основные педагогические идеи Ушинского
- 7. Идея народности воспитания в педагогике к. Д. Ушинского
- 8. К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
- 9. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании
- 10. Учитель и его подготовка
- 11. Значение Ушинского в развитии педагогики
- 9. И.Г. Песталоцци
- 10. Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.
- Педагогическая теория Руссо
- Сущность естественного (свободного воспитания)
- Педагогические воззрения
- 2. Жизнь и педагогический путь
- 11. А.С Макаренко. Теория и практика воспитания
- 13. Принцип наглядности Принцип наглядности в дидактике
- 14, 15 Принцип последовательности и систематичности Принцип систематичности и последовательности
- Правила принципа систематичности и последовательности:
- 16. Принцип прочности усвоения знаний. Прочность Усвоения Знаний
- Принцип прочности знаний учащихся
- 17. Учёт возрастных особенностей учащихся.
- 18. Индивидуальные особенности
- 19. Основные категории педагогики
- Приемы и методы обучения, их классификация
- Традиционная классификация методов обучения включает:
- Понятие метода обучения
- Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 21. Воспитание. Понятие, основные механизмы воспитания
- Понятие «воспитание» в широком и узком значении
- 4. Заключение
- 22. Развитие. Понятие . Связь развития с обучением и воспитанием
- Развитие личности и его факторы
- Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
- 2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
- 2.2 Взаимосвязь развития и обучения
- Заключение
- 26. Убеждения, критика, поощрение, наказание.
- Оощрение и наказание детей
- Наказание детей — только по заслугам!
- Похвалите меня лучше всех!
- Каждому малышу — свой вид поощрений и наказаний
- 27. Появление педагогических знаний до 17 века. Воспитание и обучение в других науках.
- 28. Оформление педагогики в самостоятельную науку
- Роль я.А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 29. Развитие познавательных и когнитивных способностей ребёнка Развитие познавательных способностей ребенка