4. Структура педагогики.
Структура педагогики – это строение педагогики как отрасли.
Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах[1]; «собирание правил воспитательной деятельности»[2].
Методика обучения предмету включает в себя[3]:
цели обучения
образовательные цели
развивающие цели
воспитывающие цели
практические цели
принципы обучения
содержание обучения
методы обучения
общие методы обучения
частные методы обучения
«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (Советский энциклопедический словарь).
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь).
Если обобщить эти определения и придать бóльшую строгость, то можно дать следующее:
Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.
В этом случае методологию можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности.
Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).
Основная идея - сбалансировать ответственность всех участников образовательного процесса с их интересами. Кратко - идея в том, что школа (как обобщенное название ОУ) должна быть самостоятельной единицей, решающей задачи своего уровня (для большинства - местного). Вертикаль управления должна - определять общие нормативы, правила (законодательные акты) - контролировать результаты (отметка - вне школы) - информировать общество (статистика, анализ, свободный доступ к информации)
О
Yandex.RTB R-A-252273-3