logo
Ответы на вопросы к зачёту по педагогике

9. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании

К.Д.Ушинский считал ,что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно ,гармонически развит. Воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского , должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость ,трудолюбие ,дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства , сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твердый характер и волю ,стойкость ,чувство долга.

Любовь к родине , писал Ушинский , - это наиболее сильное чувство человека , которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в другом человеке последним.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям , искренние , доброжелательное и справедливое отношение к ним .Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания , мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако его взгляды на религию менялись.

Цель воспитания -подготовка деятельного ,проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества .

Средствами нравственного воспитания , по Ушинскому, являются :

1.Обучение (книги в которых умело сочетаются развитие речи , сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся) ;

2.Личный пример учителя( по его образному выражению)

3.Убеждение, которому он придавал очень большое значение ;

4.Умелое обращение с учащимися(педагогический такт);

5.Меры предубеждения;

6.Поощрения и взыскания.

К.Д.Ушинский - представитель буржуазно-демократического направления общественно-педагогического движения 60-х гг.XIX в.Он выступал за освобождение крестьян от крепостного права ,понимая ,что происходят существенные изменения в общественном строе России ,разрушаются отношения патриархальной нравственности .На смену ей должна прийти гражданская нравственность, новые отношения между государством , обществом. Каждый человек от природы стремится к свободе , к самореализации личностного потенциала , своих возможностей , своей воли , желаний.

Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4