10. Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.
Концепция естественного воспитания
Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположником
был Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.
Противоречия между развивающимися производительными силами, интенсивный
ростом капиталистической мануфактуры и феодальными отношениями,
тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и в
дальнейшем действительно привели к революционному взрыву. Господство
духовенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархической
лестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатация
народных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, которое,
будучи неоднородным, объединяется в тот период против общего врага -
феодального строя.
Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Острие
беспощадной критики направляется со стороны французских просветителей как
идеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства,
королей я монархов, феодальной идеологии, против феодального строя вообще и
всех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,
ремесленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так и
просветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своих
взглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,
аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенства
и более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,
плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,
называя его "босяком".
Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Как
отмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а его
демократизм во многом опережает просветителей.
Руссо, не получив систематического образования, был образованнейшим
человеком своего времени. Круг его интересов, диапазон его духовных запросов
являлся весьма широким и разносторонним, философия и социология, литература
и педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной из
этих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой из
них заметный след, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие духовной
культуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлого
найдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчас
прямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,
идеологом которой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь от
своего бывшего кумира.
От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современная, одряхлевшая
буржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от дела
народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно,
свысока и хотя по традиции называет его "великим", но неизменно добавляет
"утопистом". Причем под утопией понимает не только то, что действительно
утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед
"человеком", перед "трудом".
Более того. На великого французского гуманиста нередко клеветали и при жизни
и после смерти. Клеветали, извращали и продолжают извращать как сущность
его взглядов (в том числе и педагогических), так и истинные мотивы его
деятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,
трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма
(особенно в трудах немецких историков педагогики).
Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-
политических и философских взглядов. Путь духовного развития Руссо, особенно
философского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путь
таких французских просветителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые были
последовательными материалистами в понимании многих вопросов философии.
Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементами
материализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, а
по ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью и
противоречивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менее
противоречив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчества
И. Верцман пишет, например: "Руссо метался от одной крайности к другой - то
жаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялся
революции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль в
будущее, иногда при посредстве воображения убегал от настоящего к эре
первобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительных
дикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью". Свои
педагогические взгляды Руссо излагает в трактате "Эмиль, или о воспитании",
вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он после
появления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместе
с этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новой
роли - роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своем
педагогическом романе оставался все тем же социальным мыслителем,
подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позиций
педагога-методиста, а с позиций педагога-философа. Поэтому сила "Эмиля" - не
только в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солидной
философской и социально-политической базе педагогики Руссо.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы на вопросы к зачёту по педагогике.
- 1.Что изучает психология.
- 2.Психика. Определение и функции
- Основные функции психики
- 3. Предмет, задачи, значение педагогики.
- Общекультурное значение педагогики
- Общеобразовательное и практическое значение педагогики для родителей
- 4. Структура педагогики.
- Методологические основы педагогики
- (Общие основы педагогики)
- Система управления образованием (школоведение)
- Педагогические технологии (методики)
- Теория развития личности в учебно-воспитательном процессе
- 5. Отрасли педагогики. Педагогика сотрудничества
- 6.Основные проблемы педагогики в современных условиях.
- 7. Я. А Коменский. Его вклад в современную педагогику Роль я. А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 8. К.Д Ушинский как родоначальник отечественной научной педагогики.
- 5. Жизнь и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
- 6. Основные педагогические идеи Ушинского
- 7. Идея народности воспитания в педагогике к. Д. Ушинского
- 8. К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
- 9. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании
- 10. Учитель и его подготовка
- 11. Значение Ушинского в развитии педагогики
- 9. И.Г. Песталоцци
- 10. Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.
- Педагогическая теория Руссо
- Сущность естественного (свободного воспитания)
- Педагогические воззрения
- 2. Жизнь и педагогический путь
- 11. А.С Макаренко. Теория и практика воспитания
- 13. Принцип наглядности Принцип наглядности в дидактике
- 14, 15 Принцип последовательности и систематичности Принцип систематичности и последовательности
- Правила принципа систематичности и последовательности:
- 16. Принцип прочности усвоения знаний. Прочность Усвоения Знаний
- Принцип прочности знаний учащихся
- 17. Учёт возрастных особенностей учащихся.
- 18. Индивидуальные особенности
- 19. Основные категории педагогики
- Приемы и методы обучения, их классификация
- Традиционная классификация методов обучения включает:
- Понятие метода обучения
- Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 21. Воспитание. Понятие, основные механизмы воспитания
- Понятие «воспитание» в широком и узком значении
- 4. Заключение
- 22. Развитие. Понятие . Связь развития с обучением и воспитанием
- Развитие личности и его факторы
- Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
- 2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
- 2.2 Взаимосвязь развития и обучения
- Заключение
- 26. Убеждения, критика, поощрение, наказание.
- Оощрение и наказание детей
- Наказание детей — только по заслугам!
- Похвалите меня лучше всех!
- Каждому малышу — свой вид поощрений и наказаний
- 27. Появление педагогических знаний до 17 века. Воспитание и обучение в других науках.
- 28. Оформление педагогики в самостоятельную науку
- Роль я.А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 29. Развитие познавательных и когнитивных способностей ребёнка Развитие познавательных способностей ребенка