Сущность естественного (свободного воспитания)
Как отмечал Кант, Руссо мудро вывел свой метод воспитания из самой природы.
Но, спрашивается, что же понимал Руссо под природой? К этому вопросу Руссо
подходит о разных точек зрения, исходя из конкретного анализа тех или иных
явлений. В одном случае природа выступает у него как внешний материальный
мир, как воя окружающая действительность, воздействующая на человека и, в
частности, на ребенка. Здесь Руссо высказывает ряд материалистических
положений. В "Исповедании веры савойского викария" Руссо пишет; "Все, что я
чувствую вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей... Я
существую и имею чувства, посредством которых получаю впечатления". Эти
положения созвучны взглядам материалистического сенсуализма, которые в ХVII
в. защищал Локк. Это понимание Руссо природы тем более необходимо отметить,
что некоторые исследователи ограничиваются лишь данной стороной дела и
приписывает Руссо тем самым не свойственную ему узость взглядов. С другой
стороны, без выяснения роли внешней природы как фактора воспитания,
благотворно воздействующего на человека, на детей, нам также будет не
понятен Руссо как педагог-мыслитель, педагог-реформатор.
Руссо всю свою жизнь любил природу, его влечение к ней было безгранично. Его
беспокойная и мятежная душа находила в природе успокоение, гармонию..
Следовательно, внешнюю природу Руссо рассматривает и как источник внешних
впечатлений (а потом, как увидим, и источник наблюдений и знаний), и как
источник эстетического наслаждения и нравственного успокоения к
совершенствованию, и как (самое главное) средство гармонического
(естественного, свободного) развития личности.
Понятие природы выступает у Руссо далее и в другом плане. Он использует часто
это понятие как орудие полемики. Как указывает В.Ф. Асмус, за восхвалением
"дикаря", ведущего счастливую жизнь среди природы, среди лесов и гор,
читатели угадывал» пропаганду достоинства и доблести бедных людей: крестьян,
охотников, рыбаков, ремесленников. Вместе с тем защита человека природы и
всего того, что связано с природой, сливалась у Руссо с отрицанием всего
противоестественного, оторванного от природы с ее простотой и
непосредственностью. "Культ природы" у Руссо, - пишет И.Верцман,- есть не
что иное, как отвращение к искусственности, фальши, жажда всего
естественного, простоты, непосредственности, скромности, отсутствие
желаний, кроме тех, которые обусловлены необходимостью поддержания физической
силы".
Таким образом, понятие природы в данном случае не используется Руссо лишь
только как полемический прием. Он идет дальше. Он противопоставляет "природу"
"культуре", естественное состояние человека его искусственной жизни в
обществе. Для выяснения же собственно педагогической концепции Руссо нам
необходимо рассмотреть его взгляды на природу уже в принципиально ином
плане: природа человека вообще, природа ребенка - в частности.
Исследователи, как правило, обращает пристальное внимание именно на эту
сторону вопроса, что вполне справедливо и закономерно, поскольку речь идет о
педагогическом исследовании. Н,К.Гончаров, например, прослеживая развитие
философских и социально политических воззрений Руссо и переходя затем к его
педагогической теории, пишет: "Следовательно, под природой как основным
определяющим фактором развития он понимая природу самого ребенка".И далее
автор показывает противоречивость этой точки зрения Руссо: с одной
стороны, прогрессивность по сравнению с существовавшей феодальной системой
воспитания, подавлявшей личность ребенка, его природные задатки; с другой
стороны, утопичность и неправильность такого взгляда, приводившего Руссо в
конечном итоге к педоцентризму.
Нам бы хотелось в связи с этим выяснить по возможности те истоки, которые
питали взгляды Руссо на природу человека, на природу ребенка.
Философская, психологическая и педагогическая мысль уже давно билась над
разрешением загадки человеческого бытия, человеческого поведения. Педагогика
была кровно заинтересована в этом, так как только изучив человека (в том
числе и ребенка), можно научиться управлять и руководить им, т.е.
воспитывать.
Прогрессивные поиски в этом направлении были нацелены как против реакционных
и религиозно-мистических концепций, так и на обоснование и защиту позитивных
взглядов на человека, его развитие и поведение.
Сокрушительные удары передовые мыслители ХVII-ХVШ в. (гуманисты и
просветители) наносили по религиозной догматике, проповедовавшей бренность
всего земного, греховность мирских желаний и помыслов, умерщвление плоти и
смирение духа. Именно на этих догмах было построено все религиозное
воспитание.
Этим религиозно-мистическим взглядам на человека гуманистами и
просветителями была противопоставлена вера в человека, в его природные
задатки и способности, вера в могущество воспитания. Однако как только речь
заходила о конкретных исследованиях природы этого человека, о конкретных
взглядах на душевную деятельность его, сразу же выявлялись различные точки
зрения даже прогрессивных деятелей того времени. Нам нет
необходимости рассматривать весь ход и атмосферу идейной борьбы того
периода. Мы кратко, в самых общих чертах, рассмотрим взгляды по отдельным
вопросам лишь тех мыслителей, которые оказали или могли оказать то или другое
влияние на формирование мировоззрения Руссо.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Ответы на вопросы к зачёту по педагогике.
- 1.Что изучает психология.
- 2.Психика. Определение и функции
- Основные функции психики
- 3. Предмет, задачи, значение педагогики.
- Общекультурное значение педагогики
- Общеобразовательное и практическое значение педагогики для родителей
- 4. Структура педагогики.
- Методологические основы педагогики
- (Общие основы педагогики)
- Система управления образованием (школоведение)
- Педагогические технологии (методики)
- Теория развития личности в учебно-воспитательном процессе
- 5. Отрасли педагогики. Педагогика сотрудничества
- 6.Основные проблемы педагогики в современных условиях.
- 7. Я. А Коменский. Его вклад в современную педагогику Роль я. А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 8. К.Д Ушинский как родоначальник отечественной научной педагогики.
- 5. Жизнь и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
- 6. Основные педагогические идеи Ушинского
- 7. Идея народности воспитания в педагогике к. Д. Ушинского
- 8. К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
- 9. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании
- 10. Учитель и его подготовка
- 11. Значение Ушинского в развитии педагогики
- 9. И.Г. Песталоцци
- 10. Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.
- Педагогическая теория Руссо
- Сущность естественного (свободного воспитания)
- Педагогические воззрения
- 2. Жизнь и педагогический путь
- 11. А.С Макаренко. Теория и практика воспитания
- 13. Принцип наглядности Принцип наглядности в дидактике
- 14, 15 Принцип последовательности и систематичности Принцип систематичности и последовательности
- Правила принципа систематичности и последовательности:
- 16. Принцип прочности усвоения знаний. Прочность Усвоения Знаний
- Принцип прочности знаний учащихся
- 17. Учёт возрастных особенностей учащихся.
- 18. Индивидуальные особенности
- 19. Основные категории педагогики
- Приемы и методы обучения, их классификация
- Традиционная классификация методов обучения включает:
- Понятие метода обучения
- Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 21. Воспитание. Понятие, основные механизмы воспитания
- Понятие «воспитание» в широком и узком значении
- 4. Заключение
- 22. Развитие. Понятие . Связь развития с обучением и воспитанием
- Развитие личности и его факторы
- Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
- 2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
- 2.2 Взаимосвязь развития и обучения
- Заключение
- 26. Убеждения, критика, поощрение, наказание.
- Оощрение и наказание детей
- Наказание детей — только по заслугам!
- Похвалите меня лучше всех!
- Каждому малышу — свой вид поощрений и наказаний
- 27. Появление педагогических знаний до 17 века. Воспитание и обучение в других науках.
- 28. Оформление педагогики в самостоятельную науку
- Роль я.А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 29. Развитие познавательных и когнитивных способностей ребёнка Развитие познавательных способностей ребенка