7. Я. А Коменский. Его вклад в современную педагогику Роль я. А. Коменского в становлении педагогики как науки
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности.
Демократические идеи отражены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ, вышедший в Амстердаме в 1654г., - одна из первых научно-педагогических книг. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования».
Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея Развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога.
Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.
Основные категории педагогики Коменского
В "Великой дидактике" как и в других книгах, Коменский обращается, прежде всего, к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом..." [3, с. 245]
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.
Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.
Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "... Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего" [3, с. 273].
Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.
Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.
Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни".
Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон.
Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы, и лишь как завершение брались за целую работу.
Коменский о работе учителя
В педагогике Коменского видное место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.
Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.
С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.
Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учитель на каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.
Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному" [4, с. 156]. Учитель должен учить учеников всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".
В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы на вопросы к зачёту по педагогике.
- 1.Что изучает психология.
- 2.Психика. Определение и функции
- Основные функции психики
- 3. Предмет, задачи, значение педагогики.
- Общекультурное значение педагогики
- Общеобразовательное и практическое значение педагогики для родителей
- 4. Структура педагогики.
- Методологические основы педагогики
- (Общие основы педагогики)
- Система управления образованием (школоведение)
- Педагогические технологии (методики)
- Теория развития личности в учебно-воспитательном процессе
- 5. Отрасли педагогики. Педагогика сотрудничества
- 6.Основные проблемы педагогики в современных условиях.
- 7. Я. А Коменский. Его вклад в современную педагогику Роль я. А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 8. К.Д Ушинский как родоначальник отечественной научной педагогики.
- 5. Жизнь и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
- 6. Основные педагогические идеи Ушинского
- 7. Идея народности воспитания в педагогике к. Д. Ушинского
- 8. К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
- 9. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании
- 10. Учитель и его подготовка
- 11. Значение Ушинского в развитии педагогики
- 9. И.Г. Песталоцци
- 10. Ж.Ж Руссо Его представление о воспитании. Методы естественных последствий.
- Педагогическая теория Руссо
- Сущность естественного (свободного воспитания)
- Педагогические воззрения
- 2. Жизнь и педагогический путь
- 11. А.С Макаренко. Теория и практика воспитания
- 13. Принцип наглядности Принцип наглядности в дидактике
- 14, 15 Принцип последовательности и систематичности Принцип систематичности и последовательности
- Правила принципа систематичности и последовательности:
- 16. Принцип прочности усвоения знаний. Прочность Усвоения Знаний
- Принцип прочности знаний учащихся
- 17. Учёт возрастных особенностей учащихся.
- 18. Индивидуальные особенности
- 19. Основные категории педагогики
- Приемы и методы обучения, их классификация
- Традиционная классификация методов обучения включает:
- Понятие метода обучения
- Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 21. Воспитание. Понятие, основные механизмы воспитания
- Понятие «воспитание» в широком и узком значении
- 4. Заключение
- 22. Развитие. Понятие . Связь развития с обучением и воспитанием
- Развитие личности и его факторы
- Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
- 2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
- 2.2 Взаимосвязь развития и обучения
- Заключение
- 26. Убеждения, критика, поощрение, наказание.
- Оощрение и наказание детей
- Наказание детей — только по заслугам!
- Похвалите меня лучше всех!
- Каждому малышу — свой вид поощрений и наказаний
- 27. Появление педагогических знаний до 17 века. Воспитание и обучение в других науках.
- 28. Оформление педагогики в самостоятельную науку
- Роль я.А. Коменского в становлении педагогики как науки
- 29. Развитие познавательных и когнитивных способностей ребёнка Развитие познавательных способностей ребенка