logo
Ответы на вопросы к зачёту по педагогике

2.2 Взаимосвязь развития и обучения

Обучение - общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков - одного из видов духовных ценностей. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения.

1. Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жесткие наказания, порождающие систематический страх как качество личности.

2. Если учитель руководствуется одним здравым смыслом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наследственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способностями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с замедленным мышлением, акцентуациями характера) развиваются медленнее, отстают в обучении.

3. Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение.

В процессе обучения, «разложенном» по зонам умственного развития, обнаруживаются новые факторы повышения эффективности учебного процесса. Информация, составляющая зону потенциального развития, есть внешняя; усвоенные знания, расположенные в зоне актуальности. В зоне ближайшего развития «встречаются» внешнее и внутреннее; в процессах общения и совместной деятельности внешнее оставляет свой отпечаток на внутреннем - новые знания, умения и навыки, процесс отображения внешней информации во внутреннюю посредством общения и познавательной деятельности получил название интериоризации, - существенное явление в развитии личности. Явление интериоризации было открыто и изучено практически одновременно русским исследователем Л.С.Выготским Ж.Пиаже в Швейцарии в начале ХХ века.

Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роль играет вторая сигнальная система - речь. В обучении формируются главным образом интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, перцепция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь.

В явлении интериоризации различают формы и содержание общения и познавательной деятельности, закономерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации. [12].

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4