3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.
Развитие и совершенствование системы интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования является одной из главных задач, стоящих перед системой специального образования.
Организация интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании (статьи 158, 267, 268).
Комплектование специального класса, класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания для детей с нарушениями развития осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 85).
В интегрированный или специальный класс зачисляются дети с особенностями психофизического развития и дети-инвалиды в соответствии с показаниями и противопоказаниями к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната) для детей с ОПФР.
В интегрированный или специальный класс также могут быть зачислены дети с комбинированными нарушениями. Например, дети, имеющие:
– нарушения функций ОДА (опорно-двигательного аппарата) и легкую интеллектуальную недостаточность;
– нарушения функций ОДА и трудности в обучении;
– нарушения функций ОДА и нарушение слуха;
– нарушения функций ОДА и нарушения зрения;
– нарушения функций ОДА и тяжелые нарушения речи и т.д.
Общая наполняемость интегрированного класса составляет не более 20 учащихся.
Согласно действующим нормативным правовым документам на проведение коррекционно-педагогических занятий в классе неполной наполняемости на одного ребенка с ОПФР в зависимости от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю.
Необходимым условием организации интегрированного или специального класса для детей с ОПФР является создание в общеобразовательных учреждениях адаптивной образовательной среды, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с особенностями развития.
Работа по созданию адаптивной образовательной среды проводится в следующих направлениях:
-
создание безбарьерной пространственной среды в учреждении образования в целом (организация макропространства);
-
создание доступного развивающего пространства в классе (организация микропространства);
-
работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР;
-
подготовительная работа с детьми с нарушениями развития по принятию условий и правил функционирования интегрированного или специального класса, школы;
-
подбор кадров для работы в интегрированном или специальном классе;
-
создание группы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и осуществление сопровождения;
-
программно-методическое обеспечение функционирования интегрированного или специального класса;
-
организация подвоза детей с нарушениями функций ОДА в учреждение образования и домой;
-
создание условий для физического развития и воспитания как обязательной части учебно-воспитательного процесса детей с ОПФР;
-
организация коррекционных занятий на диагностической основе и по направлениям учебного плана;
-
организация профессиональной ориентации учащихся с ОПФР в зависимости от психофизических особенностей ребенка, рекомендаций медицинских работников и предпочтений самого учащегося данной категории;
-
организация внешкольной и внеклассной работы с обязательным включением в мероприятия детей с нарушениями функций ОДА.
В соответствии с Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 № 424) в Республике Беларусь увеличен удельный вес объектов, в том числе объектов образования, приспособленных к доступу инвалидов, до 35%.
Предполагается, что реализация мероприятий Государственной программы позволит повысить удельный вес объектов образования, учитывающих требования безбарьерной среды, до 70%, что предполагает оборудование к 2015 году в каждом районе республики, как минимум, одной общеобразовательной школы и одного дошкольного учреждения для обучения детей с нарушениями функций ОДА.
Одна из ведущих задач школы в условиях интеграции обучения и воспитания – это выстраивание микропространства учащегося с ОПФР, что предполагает создание функциональной среды. Под функциональной средой следует понимать организацию безбарьерного пространства и использование вспомогательных средств и приспособлений для повышения самостоятельности и независимости человека с ограничениями.
Рекомендации по созданию функциональной среды составляет команда специалистов: инструктор-методист по физической реабилитации, эрготерапевт, учитель-дефектолог, администрация, родители. Они отражаются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения и обязательны для выполнения.
В карте психолого-педагогического сопровождения должна присутствовать оценка функционального состояния учащегося, а также рекомендации по адаптации пространства школы, класса, подбору и использованию вспомогательных средств и приспособлений, двигательному режиму.
Организацией функциональной среды для детей с ОПФР профессионально занимаются эрготерапевты. Такие специалисты в Республике Беларусь подготавливаются в Белорусском государственном университете физической культуры. Эрготерапия (от греч. Ergein – делать, действовать, работать и therapeutein – лечить, ухаживать, сопровождать) относится к общему комплексу реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества. С точки зрения медицины эрготерапия исследует проблемы преодоления последствий болезней.
Выбор программы обучения и учебного плана, формы организации интегрированного обучения для указанной категории детей зависит от особенностей психофизического развития ребенка, структуры нарушения, определяется центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и отражается в заключении ЦКРОиР.
В этом случае для реализации коррекционно-развивающего обучения учащихся с особенностями психофизического развития и создания адекватной их возможностям образовательной среды вводится должность учителя-дефектолога (интегрированный класс полной наполняемости).
Помимо учебной деятельности в отношении детей с ОПФР обязательной является коррекционно-педагогическая работа, которая органически входит в триединую схему образования: обучение – воспитание – развитие. Она направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.
Развитие компенсаторных приспособлений зависит от характера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установка на компенсацию, социальная позиция индивида и т.д.
Организация работы с детьми может осуществляться в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наполняемость групп составляет 2–5 человек. Периодичность занятий не менее двух раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий определяется в зависимости от их содержания и психофизического состояния учащихся:
с группой – 25 – 45 минут;
с подгруппой – 20 – 35 минут;
индивидуальных – 15 – 40 минут.
Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений. Даже при наличии у нескольких детей одного и того же внешнего проявления трудностей в учении, причины и механизмы его возникновения у них могут быть разными, следовательно, разной будет и направленность коррекционной работы.
Для тех детей, которые самостоятельно не передвигаются, допускается проведение ежедневных индивидуальных занятий продолжительностью 30–45 минут. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования.
Например, учебный план специальных классов общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями функций ОДА включает 5 направлений коррекционных занятий:
-
двигательная мобильность (I–XI (XII) классы),
-
социально-бытовая ориентировка (I-IV (V) классы),
-
социальное ориентирование (V(VI) - XI(XII) классы),
-
сенсорное развитие (I – IV(V)классы),
-
современные средства коммуникации (V(VI) - XI(XII) классы).
Основной принцип коррекционной работы с детьми с ОПФР принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной системы уровня своего функционирования. Это значит, что избранная форма и направления коррекционной работы могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и академических успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.
Выбор коррекционных занятий, формы их проведения, количества часов на их проведение осуществляет учитель-дефектолог на основе изучения психофизических особенностей для каждого ребенка индивидуально – выбор должен быть психофизиологически обоснован, социально и педагогически целесообразен, иметь коррекционно-развивающий эффект.
Коррекционный цикл должен быть как можно более гибким и мобильным. Например, коррекционные занятия по двигательной мобильности могут включать в себя музыкально-ритмические занятия, сенсорному развитию – занятия по развитию познавательной деятельности.
Направления коррекционных занятий следует отбирать в зависимости от имеющихся у детей нарушений:
-
преимущественно двигательных;
-
преимущественно речевых;
-
сочетания двигательных и речевых нарушений;
-
недостатков общего психического развития.
Содержание коррекционно-развивающей работы отражается в перспективном плане в виде цели, задач, способов коррекционной помощи и социальной реабилитации. Специфика целей и содержания деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий определяет особый подход к планированию этой работы, отличающийся от планирования педагогической работы по учебному предмету. Эффективный план коррекционной работы может быть составлен учителем-дефектологом только на основе точного выявления проблем в развитии учащихся, затрудняющих их учебную деятельность. Поэтому в начале учебного года изучаются индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его познавательного и личностного развития, а также его потенциальные возможности.
Деятельность учителя-дефектолога на коррекционных занятиях должна быть направлена не на репетиторство по предметам, а на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний и умений. Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических функций и в формировании учебной деятельности. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения, которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания. Поэтому содержание коррекционных занятий тесно связано с учебными затруднениями детей, а не с темами, изучаемыми на уроках.
Особое внимание в условиях интегрированного обучения и воспитания отводится адаптивной физической культуре – комплексу мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с особенностями психофизического развития, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознание необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Деятельность на уроках по адаптивной физической культуре охватывает продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, подростковый возраст) и является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры.
Адаптивная физическая культура в рамках интегрированного обучения в общеобразовательной школе осуществляется:
– систематически (уроки по адаптивной физической культуре, утренняя гимнастика);
– эпизодически (загородная прогулка, катание на санках);
– индивидуально (занятия в условиях семьи);
– массово (фестивали, праздники);
– в виде соревнований (от групповых до международных);
– в игровой форме (в семье, оздоровительном лагере).
Уроки по адаптивной физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее – СМГ), ЛФК, проводятся педагогическими работниками, имеющими специальное образование (инструктор-методист по физическому воспитанию, руководитель по адаптивной физической культуре, инструктор ЛФК, инструктор-методист по физической реабилитации) или прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.
Уроки с учащимися СМГ, группы ЛФК могут планироваться в расписании учебного дня до или после уроков первой смены.
При наличии необходимых условий (материальная база, педагогические кадры) уроки с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с уроками по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит урок по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – урок с учащимися СМГ, группы ЛФК этого же класса. Уроки с учащимися СМГ, группы ЛФК должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года.
Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:
-
занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
-
занятия и игры в семье;
-
занятия в реабилитационных центрах;
-
занятия в семейно-оздоровительных клубах;
Отдельное внимание в условиях интегрированного обучения и воспитания должно уделяться работе по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР.
Педагоги, работающие одновременно как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими особенности психофизического развития, должны обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, владеть методами и приемами коррекционно-развивающей работы и умело их использовать с учетом имеющегося у ребенка нарушения. Обучение на занятиях осуществляется с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей: дозирование учебного материала, доступность заданий, четкое временное соотношение этапов занятия, профилактика состояния повышенного утомления (релаксация, зрительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
Таким образом, внедряемые в условия современной школы формы интегрированного обучения и воспитания позволяют создавать оптимальные условия для всех учащихся, осуществлять необходимую коррекционную помощь и обеспечивать успешную интеграцию детей этой категории в обществе.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.