logo
лекции журлова

1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.

В Педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) не­достатков психического и физического развития у ано­мальных детей с помощью специальной системы педаго­гических приемов и мероприятий. Причем коррекция рас­сматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «кор­рекция» также трактуется как система специальных педа­гогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех катего­рий аномальных детей.

В целом, коррекционная педагогика имеет свой категориальный аппарат, основанный на общепедагогической понятийной базе. В этом отношении основными категориями коррекционной педагогики являются следующие:

Помимо представленных терминов, к числу ведущих социально-педагогических понятий в области коррекционной педагогики являются следующие:

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступле­нию патологических процессов в организме. В то же вре­мя сопротивляемость дефекту, его компенсация усилива­ются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей;

Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недо­статков) или же ошибок и неблагополучия семейного вос­питания. Так возникает проблема школьной дезадапта­ции, результатом которой являются хроническая неуспева­емость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побе­ги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоци­альное поведение.

Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio — вос­становление) — это процесс включения ребенка с откло­нениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адек­ватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психоло­гическую реабилитацию (снятие психологических комп­лексов, восстановление психических процессов), педагоги­ческую реабилитацию (восстановление утраченных учеб­ных умений, познавательных навыков, формирование инди­видуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической дея­тельности.

Как видно, терминология понятийного аппарата коррекционной педагогики не только имеет общепедагогическую и социально-педагогическую основу, но и отличается определенностью, системностью, специфичностью, отражая сущность данной научной отрасли.