logo
лекции журлова

1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)

Специальное образование получило свое развитие благодаря такой научной отрасли как коррекционная педагогика, которая представляет собой бурно разрастающуюся ветвь современной педагогической науки. Свое начало коррекционная педагогика берет из гуманистических попыток сохранения жизни так называемым дефективным детям (от лат. defectus – недостаток) детям, имеющим физические и психические недостатки. К ним относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые дети и дети с нарушением интеллекта.

В архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполноценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке.

Инфантицид стал считаться преступлением в Древнем мире и приравниваться к человекоубийству законодательно только с 374 г. Религиозный запрет детоубийства есть и в Коране (около 632 г.). В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IХ века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда крещения новорожденных.

Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась борьбой взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, мистическими «демонологическими» теориями и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям. В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII столетия профессор медицины Феликс Платтер (1537–1614) в г. Базеле впервые осуществляет классификацию душевнобольных, характеризуя различные нарушения интеллекта, эмоций, физического состояния больных.

В XVII вв. человеческая жизнь уже приобретает некоторую ценность и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество. Появилась мысль их лечить, воспитывать, обучать ремеслам. Поэтому данная научная отрасль стала формироваться как лечебно-коррекционная. У истоков лечебно-коррекционной педагогики стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775–1838), его соотечественник Э. Сеген (1812–1880), практикующие учителя и врачи других стран. Все они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие детей с отклонениями в умственном и нравственном отношениях.

Начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX в. в европейской дефектологической науке и практике можно проследить последовательную линию в эволюции взглядов и подходов к проблеме отклонений в умственном развитии ребенка, которую представляли медики, педагоги и практики.

Французский психиатр Жан Итар выступил сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей. Он с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745–1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф. Пинеля. Он ввел в оборот понятия «имбецилизм», «идиотия», «умственная отсталость». Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.

С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается в XVIII – начале XIX вв. не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.

Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения.

Так, например, в Англии первые спецшколы для ум­ственно отсталых детей были открыты в 1892 г. в Лондо­не и Лейчестере. А в 1899 г. в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон пре­доставлял право общинам самим решать вопрос о введе­нии у себя обучения для умственно отсталых. Если общи­на была согласна обучать этих детей, то государство выде­ляло для этих целей средства и устанавливало следующую регламентацию организации специального обучения ум­ственно отсталых детей:

1) обучать умственно отсталых до 16 лет;

2) отбирать детей в спецшколы через школьную ко­миссию;

3) предоставить право родителям требовать от школь­ной комиссии обследовать ребенка, если у них воз­никают сомнения в его полноценности;

4) родителей, которые отказываются посылать на об­следование ребенка, вызванного школьной комисси­ей, подвергать штрафу;

5) школьные комиссии обязаны периодически перео­свидетельствовать ребенка с целью возвращения его в нормальную школу;

6) такого переосвидетельствования могут потребовать и родители, но не чаще одного раза в полугодие.

Специальное обучение умственно отсталых детей в Анг­лии оживилось, когда за это дело взялись общественные организации. Самая выдающаяся роль в этом отношении принадлежит Национальной ассоциации в помощь дефек­тивным детям, созданной в 1903 г. и существующей в наше время. Эта Ассоциация оказывает воздействие на административные учреждения Англии, побуждая их от­крывать спецшколы. Она же ведет надзор за окончивши­ми специальные школы, помогает в их трудоустройстве.

В 1913 г. английский парламент принял специальный акт об умственной дефективности — «Закон о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправ­ках к Закону о душевнобольных». Этот закон был при­нят после десятилетней подготовки, и его по праву можно назвать самым полным и тщательно обработанным офи­циальным государственным актом о слабоумных в госу­дарствах первой четверти XX в. Касается он главным об­разом глубоко отсталых.

По этому закону умственная дефективность определя­лась как задержанное или неполное развитие рассудка, возникшее до 18-летнего возраста вследствие наследствен­ных причин или болезней и травм.

Этот закон устанавливал четыре категории умственно дефективных.

1) Идиоты — лица, у которых врожденные или приоб­ретенные в раннем возрасте умственные дефекты на­столько сильны, что они не могут защитить себя от обычной физической опасности.

2) Имбецилы — лица с врожденной или появившейся в раннем возрасте умственной недостаточностью, ко­торая хотя и не доходит до степени идиотии, но все же настолько значительна, что они не способны и не могут быть обучены управлению собой или своими делами.

3) Feebleminded person (слабоумные лица) — это лица, чья умственная недостаточность не доходит до сте­пени имбецильности, но все же выражена настоль­ко, что они нуждаются в уходе, надзоре и контроле для защиты их собственных или чужих интересов. Эти дети не способны к учению в обычной школе.

4) Морально дефективные — это лица, чья умствен­ная неполноценность осложняется агрессивностью или преступными наклонностями. Эти лица нуждаются в уходе, надзоре и контроле для безопасности окру­жающих.

Вопросы изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей стали наиболее активно разрабатываться на рубеже XIX–XX веков. Ими занимались В. Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, Э. Крепелин, Ж. Демор, О. Декроли и др. Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856–1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (греч. – малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867–1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

Бельгийский педагог, врач и психолог О. Декроли предложил для уточнения диагноза и выработки рекомендаций по работе с отдельными учащимися открыть при вспомогательных школах особые «наблюдательные классы», а также использовать в специальных школах такую систему учебных занятий, которая соответствовала бы схеме психологического процесса, складывавшегося из восприятия, ассоциаций, выражения (действия). В коррекционно-воспитательных целях создал серии обучающих игр, которые используются и в наши дни.

Взгляды Ж.Демора и О.Декроли на природу умственной отсталости, на возможности коррекционного воздействия в процессе обучения, на соотношение биологических и социальных факторов с превалированием последних можно во многом оценить как предвосхищающие более поздние открытия. Всё это порождало в среде работающих с умственно отсталыми детьми определённый оптимизм, веру в силу социального воздействия на таких детей. Современно звучат их слова о том, что «…организм не прикован цепями к наследственности, ребёнок не является рабом своих предков. Он может измениться под влиянием воспитания, которое он получает, так как он сильно реагирует на различные действующие, на него факторы».[

В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти XX в. французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.

Одним из первых дефектологов, наиболее полно разработавших систему коррекционных упражнений для умственно отсталых детей, был французский врач К. Ваней (1860–1931). Он предложил программу специальных упражнений для тренировки недостающих психических функций умственно отсталых детей.

На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870–1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.

К началу XX в. в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений, которые отличались неоднозначностью, разноплановостью, многообразием подходов и трактовок. Появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности – система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов.

Французский психолог Альфред Бине (1857–1911) и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов), которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа.

Таким образом, история зарубежной дефектологии и олигофренопедагогики характеризует основные направления в развитии коррекционной педагогики, показывает этапы ее становления, ведущие тенденции в разработке проблем выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию аномального развития ребенка, ее зависимость от социально-биологических условий и психобиологических причин.