5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
В настоящее время в рамках коррекционной работы активно используются методы арттерапии, которые рассматриваются как средства адаптации человека к социуму с помощью различных видов творческой деятельности. Термин «арттерапия» был предложен в начале ХХ в. русским врачом А.И. Ероцким для обозначения специального психотерапевтического метода, который воздействует на особые стороны душевного состояния личности.
Сегодня творческие виды реабилитации, в частности резьба по дереву, чеканка, лепка, рисование, выпиливание, составление мозаики, изготовление игрушек из ткани и поделок из глины и др. активно внедряются в практику реабилитационных центров, психиатрических клиник, лечебных учреждений, социально-педагогических учреждений, школ и т.д. Изучение лечебного воздействия творчества на людей с невротическими расстройствами свидетельствует, что разные произведения живописи, графики, и т.д. благотворно влияют на психофункциональное состояние больных. Существует утверждение, что произведения конкретных авторов влияют более эффективно при определенных болезнях. Так, например, произведения Ботичелли снимают болевой синдром, а картины Пикассо благотворно влияют при нарушениях в коре головного мозга.
Арттерапевты пришли к выводу, что на больных благотворно влияют не только сами произведения мастеров, но и участие самих больных в творческой деятельности. Такая работа проводится с пациентами в группах, которые действуют как творческие кружки по интересам. Специалисты выделяют важность обсуждения и осмысления творческих работ для преодоления дезадаптивного поведения людей с психогенными расстройствами.
Например, в кружке рисования обычно осмысление начинается с демонстрации работы. Члены кружка по очереди высказываются о том, как они поняли основную мысль автора, передающуюся в рисунке, какие чувства, по их мнению, отразил автор. Затем автор рассказывает о своей задумке. При этом могут проявляться и определенные расхождения во мнениях автора и членов кружка, что объясняется как наличием в рисунке не осознаваемых автором элементов, так и проекцией своих проблем участников обсуждения. При обсуждении рисунка присутствующие специалисты обращают внимание на сюжет рисунка, преобладающие цвета, формы, композицию и др.
Актуальным является сегодня использование в рамках арттерапии мотивов народного творчества. Арттерапевты отмечают благоприятное влияние на психику дезадаптированных людей таких художественно-прикладных работ, как плетение, вязание, вышивка, изготовление изделий из керамики. Подключаясь к народному творчеству в различных кружках и студиях, люди изготавливают предметы бытового предназначения и декоративного украшения из соломы, лозы, бересты, камыша и др.
Следует отметить, что наряду с термином «арттерапия» активно используется термин «гештальттерапия». Это термин ввел немецкий психотерапевт Е. Бинек, под ним он понимает терапевтическое вмешательство через изобразительное поведение. Цель гештальттерапии, по его мнению, заключается в том, чтобы с помощью творческой деятельности пробудить оригинальность личности, способность человека раскрываться дущевно.
Наряду с названными видами творческой деятельности в коррекционной работе активно используются кино- и драматерапия, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия. Рассмотрим некоторые названные методы.
Хореотерапия – это использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях.
Развитие и становление хореотерапии началось в 30-е годы ХХ в. и было связано с психотерапевтической деятельностью Чейза. Разработкой этого психотерапевтического метода также занимались Т. Менегети и С. Славсан, которые относили хореотерапию к формам терапии физической активностью.
В процессе психодинамичной хореотерапии, по мнению специалистов, решаются изолированно или комплексно ряд следующих задач:
-
терапия занятости и повышения двигательной активности;
-
коммуникативный тренинг и организация социотерапевтических отношений;
-
расслабление и рост дезадаптивной личности;
-
поиск аутентичных путей развития.
Занятия хореографией имеют несколько аспектов: физический, психический и социальный. В клинической практике хореотерапия осуществляется в форме активной групповой и индивидуальной психотерапии. Во внеклинических условиях используется в массовых танцевальных ритуалах и фестивалях межгрупповая, социодраматическая и социальная хореотерапия. По причине активного отражения культуры народного танца, развития спортивно-бальных и современных танцев возможно использование хореотерапевтического метода для преодоления чувства тревоги, беззащитности и бессмысленности существования.
Так, например, использование музыки в лечебных целях имеет свою давнюю историю. Еще в «Каноне лекарской науки» Авиценна утверждал, что музыка может использоваться в качестве средств освобождения человека от эмоционального напряжения и спасения от психологического срыва. Сегодня под музыкотерапией подразумевается психотерапевтический метод, который использует музыкальное творчество в качестве лечебного средства.
Психологи и психотерапевты многих стран отмечают благотворное влияние музыки на людей, больных неврозами и другими психическими заболеваниями. Проведенные исследования подтверждают, что мелодии, создающие хорошее настроение, упорядочивают пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человек непосредственно реагирует на ритмично-тактовый элемент процессами дыхания и кровообращения, а на мелодию реагирует процессами, протекающими в вегетативной нервной системе, и деятельностью рецепторов.
Исходя из этого, в западноевропейских странах и США в настоящее время созданы центы музыкотерапии, самые известные из них – Лондонский, Копенгагенский и Роттердамский. А в польском городе Вроцлаве существует даже институт музыкальной терапии, филиалы которого находятся в нескольких польских городах. Специалистами музыкотерапевтических центров создаются специальные музыкальные программы, которые транслируются по радио на производственных предприятиях и в других учреждениях. В Беларуси также накоплен опыт использования музыкотерапии в реабилитационных центрах, санаториях, образовательных учреждениях.
Выделяют активную и рецептивную музыкотерапию. Под активной подразумевается терапевтически направленная, активная музыкальная деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью голоса и музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предусматривает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Она может существовать в коммуникативной, реактивной и регулятивной формах. Коммуникативная форма музыкотерапии предусматривает совместное прослушивание музыки, направленное на поддержку взаимных контактов, взаимопонимания и доверия. Цель реактивной терапии музыкой – достижение катарсиса (состояние духовного очищения). С помощью регулятивной формы музыкотерапии можно добиться снижения нервно-психического напряжения. Во врачебной практике чаще всего используется рецептивная музыкотерапия.
В настоящее время используется интегративный подход к реализации музыкотерапии. Он заключается в том, что музыка соединяется с рисунком (музыкорисование), с пантомимой (музыкопантомима). Также в содержании музыкотерапевтического практикума значительное место сегодня занимает игра (музыкальнодвигательные игры). С их помощью достигается психическая и физическая релаксация.
В целом, все формы музыкотерапии своими специфическими методами и средствами влияют на людей с социальными, психическими или соматическими отклонениями, помогают исправлять их, подготавливают к адаптации в нормальных жизненных условиях.
Специфическим психотерапевтическим методом является метод библиотерапии. С помощью этого метода происходит регулирование эмоционального состояния, повышение социальной активности человека посредством ознакомления с литературой.
Как правило, библиотерапевты выделяют три направления в методике лечения книгами:
-
библиотековедческий, где книга выполняет роль только успокаивающего фактора;
-
библиотерапия как часть психотерапии;
-
библиотерапия как составной компонент лечебного процесса, который осуществляется в тесном контакте врача и библиотекаря.
Главным средством в библиотерапии являются тексты. По мнению В.С. Крейденко, все тексты с лечебной целью можно разделить на три группы:
1. Художественная литература: любые литературные жанры (романы, драмы, мифы, мемуары, поэзия, сказки и т.д.). Все они воспринимаются читателями спокойно. В то же время с целью воздействия на дезадаптированных людей эти произведения делятся на следующие группы:
а) произведения про людей, которые победили физические недостатки;
б) произведения оптимистической направленности, позволяющие отвлечь от мрачных мыслей о произошедшем горе, утрате и т.д.;
в) произведения, которые помогают преодолеть душевную неурядицу, тяжелые или неприятные воспоминания о прошлом;
г) произведения, которые отвлекают от сложных бытовых, профессиональных и других проблем (с этой целью могут использоваться фантастические и приключенческие произведения).
2. Тексты простые, но адаптированные, а также отрывки из произведений, которые подготовлены к терапевтическому воздействию. Эти тексты направлены на развитие воли к жизни, укрепление сил для борьбы с трудностями, болезнями. В этом отношении используются определенные цитаты из произведений, присказки, поговорки и т.д.
3. Тексты, специально созданные для терапевтических целей (молитвы, заговоры, истоки которых основываются на вере наших предков в магическую силу слова).
При рекомендации книги библиотерапевт, как правило, учитывает следующие принципы:
– степень доступности изложения;
– герой книги должен находиться в ситуации, максимально подобной той, которая актуальна для читателя, и при этом правильно находить решение проблемы, чтобы по примеру героя читатель мог действовать в данной ситуации адекватно.
На современном этапе социально-психологическая реабилитация людей средствами искусства и творческой деятельности вышла за границы медицинских учреждений и является одним из направлений работы социально-педагогических и социокультурных учреждений.
Таким образом, деятельность образовательных и социокультурных институтов по изучению, сохранению и развитию народного творчества и различных видов искусства создает условия для активного использования арттерапии и гештальттерапии в целях коррекции когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер дезадаптивного человека.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.