1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
Сегодня в Республике Беларусь формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признается их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования. Событием большой значимости явилось принятие в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Закон гарантирует создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Изменяются концептуальные основы специального образования. Признается самоценность человека, ребенка независимо от выраженности психофизического нарушения: дети с особенностями психофизического развития «не хуже и не лучше здоровых детей», они имеют особенности, как и каждый человек. В учреждениях образования создаются условия для обучения всех детей с учетом их особых потребностей и возможностей. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и нормы получения специального образования.
Закон позволил определить четкую позицию государства в области образовательной интеграции и стратегии ее реализации.
Современное образование детей с особенностями психофизического развития можно рассматривать как переходное. В нем взаимодействуют две парадигмы: традиционная, ориентированная на формирование человека, ценного тем, что он приносит пользу обществу, и, соответственно, – на образование, осуществляемое в закрытых специальных учреждениях в условиях социокультурной сегрегации; и инновационная, гуманитарно-культурологическая, когда к ребенку с особенностями развития относятся как к субъекту деятельности, признается его самоценность и осуществляется целенаправленное и систематическое формирование его потребностей и способностей к самостоятельной жизни в изменчивом социуме.
Получаемое образование нацелено не только на когнитивную парадигму, т. е. формирование знаний и коррекцию нарушений познавательной деятельности, но и на социальное развитие, социальную адаптацию личности. Особую значимость приобретает формирование социального мышления, социализация учащихся, их интеграция в обществе.
В Республике Беларусь приняты меры по обеспечению возможности всем лицам с особенностями психофизического развития получить образование, соответствующее их потребностям и возможностям. Образование детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и тяжелыми множественными нарушениями рассматривается в аспекте улучшения, прежде всего, качества их жизни. Понятие «необучаемый ребенок» изживает себя, потому что обучаемыми признаются все дети.
После принятия данного Закона в республике к 2005-2006 учебному году было создано 112 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 49 специальных дошкольных учреждений, 86 специальных школ, 3 центра профессиональной и социальной реабилитации, 1238 пунктов коррекционно-педагогической помощи, 3967 интегрированных классов и групп, созданных в системе дошкольного, общего школьного и профессионально-технического образования.
По данным на 1 января 2006 года в Республике Беларусь количество детей с отклонениями в развитии составляло 6,53 % общего количества, детей. Наиболее многочисленными категориями являлись дети с легкими и тяжелыми нарушениями речи – 70,91 %, с трудностями в обучении –15,68 % и с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) – 11,31 %. Количество детей, по тем или иным причинам не охваченных обучением, составляло менее полпроцента. Дети с интеллектуальной недостаточностью обучались в классах I или II отделения, а дети с множественными нарушениями – в классах центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
На момент 1. 01. 2008 г. в Республике Беларусь на учете в органах труда и социальной защиты находились 27 тыс. 662 ребенка в возрасте до 18 лет, имеющие статус «ребенок-инвалид», всего же детей с особенностями психофизического развития на этот момент в Республике было 119 тыс. 839. На 1.01. 2009 г. в Республике общее количество детей-инвалидов составляло 26 632 чел. На 1.09.2011 г. в Беларуси насчитывается 126 тыс. 785 детей с ОПФР и 25,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В нозологической структуре первичной детской инвалидности преобладают врожденные аномалии (30,6 %), болезни нервной системы (17,3 %), болезни эндокринной системы (10,6 %), новообразования (8,8 %), психические расстройства (8,1 %), болезни костно-мышечной системы (7,8 %). Половина детей-инвалидов имеют тяжелые и стойкие нарушения двигательной, психической или соматической сферы, у остальных детей расстройства функции носят менее тяжелый характер, в связи с чем прогноз для устранения или компенсации имеющихся у них дефектов более благоприятный. Все эти дети нуждаются в реабилитационных мероприятиях, медико-социальной помощи и особой заботе по интеграции их в наше общество.
Следует отметить, что категория «ребенок-инвалид» присваивается детям в возрасте до 18 лет с учетом степени утраты здоровья. Так 3-я группа инвалидности устанавливается при 25–60 % утраты трудоспособности; 2-я группа – 60–80 %; 1-я группа – 90–100 %. Сроки инвалидности устанавливаются от 1 года и могут быть неограниченными, в зависимости от заболевания, травмы, дефекта, возраста.
В республике создан банк данных о детях с особенностями психофизического развития, который позволяет своевременно выявлять таких детей, организовывать их обучение, планировать и реализовывать мероприятия социальной адаптации и реабилитации в отношении конкретного ребенка, прогнозировать развитие системы специального образования как в целом по республике, так и по отдельным регионам.
Система специального образования в Республике Беларусь в 2011 году характеризуется:
-
созданием системы оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития до 3 лет. На базе 110 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) оборудованы кабинеты, где раннюю комплексную помощь получают 1140 детей;
-
развитием интегративных процессов в образовании. Определены опорные учреждения образования, на базе которых будет осуществляться интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития (ОПФР);
-
созданием необходимой образовательной среды для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе и
свободный доступ в учреждения образования. Количество учащихся с ОПФР, получающих специальное образование в общеобразовательных учреждениях, увеличилось к 2011 г. на 6,8% (для сравнения: в 2006 году обучалось 53,2% детей с ОПФР, в 2010 году – более 60%);
-
оптимизацией сети специальных интернатных учреждений. За период с 2006 года количество специальных общеобразовательных и вспомогательных школ-интернатов уменьшилось на 17 единиц (из Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в 2011/2012 учебном году»).
В соответствии с указанным инструктивно-методическим письмом Министерства образования РБ развитие специального образования в 2011/2012 учебном году будет направлено на:
-
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения в сфере специального образования, приведение ее в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании;
-
повышение доступности специального образования путем развития инклюзивных тенденций, создания необходимого образовательного пространства во всех учреждениях образования, где обучаются дети с ОПФР;
-
совершенствование качества специального образования через введение стандартов специального образования, разработку программно-методического обеспечения коррекционной работы, кадровое обеспечение обучения и воспитания детей с ОПФР.
В настоящее время происходит реформирование системы специального образования, направленное на решение следующих практических задач:
-
организационно-структурное изменение системы специального образования в целях более полного обеспечения условий для обучения детей с особенностями развития в интегрированных условиях;
-
трансформацию содержания специального образования на основе обеспечения максимальной коррекции нарушений развития и полноценной интеграции в общество, обеспечение индивидуализированного, абилитационного обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями;
-
разработку, апробацию и внедрение новой системы диагностирования нарушений и педагогической помощи и поддержки в раннем дошкольном возрасте;
-
улучшение системы трудовой, общетехнической и профессионально-трудовой подготовки лиц с особенностями психофизического развития;
-
реформирование системы воспитания в целях преодоления социальной изолированности учащихся и реализации идей гуманизации, демократизации и персонификации воспитательного процесса.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.